Валерий Мужилко
главный инженер ГипрдорНИИ
НЕ РЕМОНТ, А РЕКОНСТРУКЦИЯ
Вопросы повышения качества дорожно-строительных работ сегодня, как и во все времена, являются основными. При этом качество дорожных объектов закладывается в значительной степени на одной из начальных стадий работы - в проектной документации.
Многолетний опыт проектно-изыскательских работ показывает, что автомобильные дороги, построенные в 50—80 годах под нагрузку на ось 60—80 кН, в настоящее время поддерживать в работоспособном состоянии за счет капитального ремонта и ремонта автомобильной дороги или покрытия неэффективно. Как показала практика, в этом случае требуется в основном реконструкция или строительство по новому направлению. Однако ограничения в финансировании не позволяют улучшать сеть автомобильных дорог только таким путем, и необходимость повышать качество капитального ремонта автомобильных дорог остается актуальной.
Причины низкого качества капитальных ремонтов таковы: плохие существующие дороги, а именно пылеватые или заиленные грунты земляного полотна, малая толщина слоев из стабильных материалов по условиям морозоустойчивости, недостаточная несущая способность и толщина оснований дорожных одежд из каменных материалов, полное отсутствие или малоэффективная работа существующих дренирующих слоев. Все это способствует тому, что после выполнения ремонтных работ, сводящихся преимущественно к усилению верхних слоев дорожной одежды, покрытие служит не более 2-3 лет.
Что же не позволяет выполнить качественную проектную документацию по капитальным ремонтам автомобильных дорог? Причин несколько и основная из них состоит в том, что расчет усиления в настоящее время выполняется не на фактическую нагрузку на ось, а на нагрузку 100 кН. В то время как капитальный ремонт участков федеральных автомобильных дорог должен выполняться на нагрузку на ось115 Кн. При этом следует учитывать, что доля автопоездов в составе движения на федеральных автомобильных дорогах постоянно увеличивается и своевременно вносить соответствующие изменения в нормативные документы.
Следующая причина возникает тогда, когда из-за ограниченного финансирования не правильно назначается титул проектных работ. При существующих нормативах расчета дорожных одежд привести федеральную дорогу в работоспособное состояние с требуемыми сроками службы за счет капитального ремонта или ремонта практически невозможно. Кто знаком с методами расчета, знает, что в этом случае необходимо выполнять не капитальный ремонт, а реконструкцию, так как чтобы получить надежные результаты, необходимо менять дорожную одежду, начиная с нижних слоев основания, а часто, заменяя или осушая верхние слои земляного полотна.
Кроме того, недостаточно внедряются новые методы высокопроизводительных инженерно-геологических изысканий. При проведении инженерных изысканий для проектов капитального ремонта должно быть больше внимания уделено инженерно-геологическим изысканиям, в том числе по проведению работ по определению толщины и характеристик материалов дорожной одежды, а также грунтов земляного полотна. Сведения о конструктивных слоях дорожной одежды и грунтах земляного полотна должны быть определяющими при назначении капитального ремонта.
К сожалению, отсутствуют, для широкого применения в практике, и методики расчётов дорожных одежд с армированием конструктивных слоёв геосинтетическими материалами, позволяющими значительно повысить прочностные характеристики как самих слоёв ,так и конструкции дорожной одежды в целом. Это, в свою очередь, сдерживает применение таковых материалов при проведении ремонтных работ.
Наконец, при определении стоимости проектно-изыскательских работ на выполнение ремонта и капитального ремонта дорог, сложилось мнение, что выполнять эти работы значительно проще, нежели работы по реконструкции и новому строительству, что эти работы менее трудоёмкие. На самом деле, это не совсем так. Ремонт дорог не менее трудоёмкий и творческий вид проектных работ и должен оцениваться соответствующим образом. К чему приводит такое положение дел? К тому, что для проектных организаций с большими накладными расходами этот вид робот стал не выгоден, а заказчики стали испытывать затруднения в организации торгов на этот вид работ.
|