Ирина Арзуманова
первый заместитель
генерального директора
ОАО «Тындатрансстрой»
ПРОБЛЕМА В РАЗДЕЛЕНИИ
Актуальность проблемы качества при строительстве автомобильных дорог очень жестко встала перед строителями с выходом нормативного документа «Распоряжение Минтранса России от 07.05.2003 г. № ИС-414-р.»
Если Гражданский Кодекс в статье724 предусматривает срок гарантии качества 2 года, а предельный срок по статье 756 - не более 5 лет, то ответственность за качество интенсивно используемой автодороги в течение восьми и более лет практически обрекает нас на бесплатный ремонт этих дорог на протяжении 5-7 лет.
Почему ремонт? Сделай «отлично» и спи спокойно! Из чего рождается качество, знает каждый грамотный строитель — соблюдай технологию, нормативные параметры и требования, используй качественные грунты и материалы для устройства покрытий. Но на пути этих простых и всем известных истин встает стоимость стройки.
Строительство крупных автомобильных дорог финансируется из госбюджета. Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.05 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» требует проведение тендера, где стартовую цену стройки устанавливает заказчик. Вот в рамках этой цены и ведут строители свои расчеты. Да ещё, если хочешь получить подряд, то думай, как снизить эти цифры. И, хочешь, не хочешь, а принимаются компромиссные решения. Карьеры выбираются поближе к стройке, для сокращения дальности возки. И надо бы скальный грунт, да он далеко. В результате отсыпаем гравийными грунтами и суглинками. Укрепление откосов надо бы выполнять скалой и другими современными технологиями, а денег хватает только на посев трав. Щебень под дорожное покрытие лучше делать из диабаза, но он за 40 километров, значит возьмём из ближайшего карьера, а он менее прочный. Нужны бы тяжелые битумы и полимерные добавки, да цена асфальтобетонной смеси получается дорогой, поэтому применим средние и обойдёмся без добавок.
То есть проблему, как обеспечить качество, не обеспеченное стоимостью стройки, решает подрядчик. А заказчик теперь «спит спокойно», затратив минимальные деньги на строительство и законодательно обеспечив дармовых ремонтников - строителей, обязанных восемь лет обеспечивать эксплуатационное качество построенной дороги. Так что проблема заключается не в разделении функций строительства дорог и контроля за их качеством, а в разделении ведомств на строительные и ремонтные.
Как России нужны дороги, так строителям нужны заказчики, заинтересованные в качестве автодорог. |