Николай Чевгаев
начальник Дальневосточного управления
государственного автодорожного надзора
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
– главный государственный инспектор госавтодорнадзора.
НАКАЗАНИЯ – НЕ САМОЦЕЛЬ
Стремление государства совершенствовать управление в дорожной деятельности выглядит сегодня совершенно логично. Но есть множество препятствий в этой области, которые необходимо преодолеть. В целом, остаточный принцип финансирования дорожного хозяйства пагубно сказывается на состоянии дорог и дороги потихоньку становятся хуже. Поэтому в настоящее время Постановлением Правительства РФ уже установлены нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения. Утвержден план мероприятий по переходу с 2008 года к финансированию автомобильных дорог федерального значения по установленным на их содержание и ремонт нормативам денежных затрат. Завершение перехода к финансированию по нормативам предусмотрено в 2011 году.
Однако прежде необходимо привести в это нормативное состояние около 60% протяженности федеральных дорог, а уж затем эти дороги следует поддерживать в соответствии с нормами. Для этого также нужны дополнительные средства, денежные в первую очередь.
Существует также программа развития Дальневосточного региона, которая включает в себя планы проведения работ, с обозначением сроков строительства дорог, в том числе и сроки строительства одной из важнейших для развития региона дороги Хабаровск – Лидога – Ванино. В целом график работы определен, а финансирование в настоящее время происходит в большем объеме по сравнению с объемами прошлых лет. Очень хотелось бы, чтобы определенные программой параметры и сроки на строительство того или иного сооружения или дороги выдерживалась. Конечно, все заинтересованы, чтобы сроки сдачи строительных объектов сокращались, но, я убежден, что сначала надо делать хорошо. А быстро не всегда значит хорошо. Например, то, что можно было сделать быстро на строительстве дороги Лидога – Ванино уже сделано. А с теми участками, которые требуют особого внимания и усердия, надо работать спокойно ритмично, без спешки, чтобы потом сразу не приступать к ремонту. Это серьезная задача, но, наши дорожники и мостовики - профессионалы, специалисты в своем деле и несмотря на трудности, им вполне по силам справиться с поставленной задачей.
Еще один вопрос, который требует безотлагательного решения и напрямую касается сохранности дорог – усиление контроля за весовыми параметрами тяжеловесного и крупногабаритного автотранспорта. На государственной границе в Дальневосточном регионе работают автомобильные пункты пропуска, где специалисты управлений госавтодорнадзора контролируют весовые параметры и габариты автотранспортных средств, следующих через границу. По сути, из-за границы пропуска сверхтяжелого транспорта быть не должно. И нормативными документами РФ определены допустимые параметры автотранспортных средств, где полная масса автотранспортных средств не должна превышать 38 тонн на территории Российской Федерации. Но у нас, к сожалению, на территориях Приморского края и Еврейской автономной области действуют соглашения, по которым на наши дороги через границу пропускаются автомобили весом до 44-х и даже 55 тонн. Выехав на дорогу общего пользования, транспортное средство с превышением весовых параметров может проследовать куда угодно, и зачастую минуя посты весового контроля.
В моей практике были случаи, когда при проверке весовых параметров, вес некоторых автопоездов доходил до 70 т, что превышает норму почти в 2 раза. К сожалению, большинство перевозчиков заинтересовано лишь в выгоде. Эксплуатируя дорогу, перевозчики не заботятся о сохранности дорожного полотна. Никто из них не несет прямых расходов на содержание дороги. Если раньше ездили со скоростью 60-90км/час, то сегодня на отдельных участках практически «крадемся», иначе выбросит с дороги. То, на чем сами перевозчики выигрывали раньше – на скорости, сегодня теряется.
В сложившейся ситуации государство вынуждено идти на ужесточение мер в отношении к нарушителям правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. В ноябре 2007 года внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, в части увеличения административного штрафа за перевозку тяжеловесных грузов с превышение разрешенных весовых параметров, на юридическое лицо - до 400 тысяч рублей. А это уже наказание. Так что, думаю, желающих работать с перегрузом поубавится.
Но для Управления применение наказаний – не самоцель. Важно чтобы перевозчики почувствовали меру ответственности и проявили сознательность. Ведь в поддержании дорог в хорошем состоянии в первую очередь должны быть заинтересованы сами перевозчики. Увеличивается скорость прохождения пути, значит, снижаются расходы на ремонт и топливо, а от этого напрямую зависит успех их деятельности.
Что в итоге позволит улучшить состояние дорог в ближайшее время, а затем содержать их соответствующим образом? Дополнительные инвестиции, профессиональные подходы к дорожной деятельности, введение новых технологий. Как подчеркнул в одном из недавних выступлении министр Игорь Левитин, сначала следует достроить объекты, которые не завершены, а затем двигаться дальше.
Есть большое желание, чтобы новый закон работал, и дороги стали лучше, качественнее, снизилась аварийность. Сразу, конечно, все не изменится, требуется время. Мы в свою очередь будем делать все от нас зависящее. Нам всем надо научиться жить в демократической стране. А демократия это не анархия. Это главенство Закона. |