Рубрика: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ / К 150-летию Хабаровска
«Лучшее,
что мы получаем от истории, это
энтузиазм, который она вызывает в нас».
Иоганн
Вольфганг Гете.
Начало ХХ века
Развитие
автомобильного транспорта общего
пользования в городе Хабаровске началось
с одного частного лимузина. Произошло
это летом 1912 года. Издававшаяся в то
время газета «Приамурская жизнь»,
в номере от 2 августа 1912 года, сообщала
читателям, что некий частный предприниматель
Шошин выписал из Германии один шестиместный
автомобиль и намерен открыть пассажирское
сообщение между городом и базой Амурской
речной флотилии. Горожане бурно
приветствовали это начинание, хотя
предприниматель установил стоимость
проезда по маршруту – 75 копеек.
О
первом автомобиле, появившемся на улицах
Хабаровска, зимой 1913 года местная пресса
сообщила более сдержанно:
«
12 февраля, на улице Муравьева-Амурской,
ходил автомобиль и извозчикам приходилось
плохо – местные лошади не освоились со
своим железным собратом и страшно
пугались…».
Но
уже 7
июня 1913 года
в Приамурской губернии, включавшей
территории сегодняшних Хабаровского,
Приморского краев, Амурской и Сахалинской
областей, были опубликованы «Правила…»,
имеющие целью поддержание порядка
движения повозок, экипажей и автомобилей
по городским улицам Владивостока,
Никольск-Уссурийска, Хабаровска и
Николаевска-на-Амуре и в которых впервые
регламентировалось движение автомобилей
по улицам дальневосточных городов.
1923
В городе
Хабаровске появился первый автобус. Он
был подарен хабаровчанам московскими
комсомольцами.
1924
Начались
регулярные автобусные пассажирские
перевозоки в городе Хабаровске. Орган
Хабаровского Укома РКП(б) и Уисполкома
газета «Путь» в заметке «Будем
ездить на автобусах» так описывает
это событие: «…Переброска
в Хабаровск областного центра дала
толчок усовершенствованию способов
передвижения по городу. В июне предположено
открыть для публики автобусное движение
по улице Карла Маркса, от пристани до
вокзала, с несколькими промежуточными
станциями. Два автобуса, из них один на
18 пассажиров, второй – на 12. Оба с
помещениями для багажа. Так
как автобус везет сразу несколько
пассажиров и быстро ходит взад и вперед,
то плата за провоз будет браться
обыкновенно, самая минимальная, как в
трамвае: 5, 10, 15 или 20 копеек, смотря по
расстоянию….» Автобусом
тогда называли грузовой автомобиль, с
поставленными на него будкой для
пассажиров.
Несмотря
на то, что основная привилегия в перевозке
грузов оставалась за лошадьми, их с
каждым годом становилось все меньше и
меньше. В 1927 году в Хабаровске было на
учете 1400 ломовых лошадей. Через год их
стало 900, а в 1929 году – всего 700. 30 октября
1930 года в заметке «Упорядочить
автомобильное движение» газета
«Тихоокеанская звезда» писала:
«…За
последний год в городе резко увеличилось
количество грузовых и легковых
автомобилей. Сейчас зарегистрировано
уже значительно более ста автомобилей,
в то время как год-два тому назад, в
городе Хабаровске было всего 15-20
автомобилей. Вопреки всяким постановлениям,
автомобили носятся по улицам города с
молниеносной скоростью, зачастую ездят
не по правой стороне и ночью не зажигают
огней….».
1938
Дальневосточный
край разделен на Хабаровский и Приморский.
Автогужевой трест переименован в
автомобильный.
1940 В
связи с нехваткой бензина автохозяйства
используют газогенераторные автомобили.
Идет переоборудование автомашин для
работы на твердом топливе. Недостаточное
количество бензина, автомобильных шин,
отсутствие профилактического обслуживания
автомобилей привели к большим простоям
автомашин. На
1 января 1940 года в Хабаровском краевом
автоуправлении имелось 245 автомобилей,
из них 117 – третьей категории по
техническому состоянию. В городе
Хабаровске значилось 5 автобусных
городских маршрутов, в Биробиджане –
1, Комсомольске-на-Амуре - 2
За
восемь месяцев 1940 года автобусами было
перевезено 5725,8 тыс. пассажиров, выполнено
28659,9 тыс. пас. км. Легковыми таксомоторами
выполнено 223,8 тыс. платных км. Грузовыми
автомобилями перевезено 129,5 тыс. тонн
народнохозяйственных грузов, выполнено
1237,7 тыс. т/км. В
1945 году в Хабаровском краевом
автоуправлении на учете стоял 81 грузовой
автомобиль - 37 газогенераторных и 54
автобуса. Обслуживали автомобили 84
шофера, 10 кондукторов и 61 ремонтный
рабочий.
1953
В
соответствии с Постановлением Совета
Министров РСФСР от 1
июня 1953 года №
721, исполнительный комитет Хабаровского
Краевого Совета депутатов трудящихся,
решением от 18 июня 1953 года № 286-3 объединил
Краевой дорожный отдел, Краевое управление
по транспортному освоению малых рек и
Краевое управление автомобильного
транспорта в одно управление – Управление
дорожного и транспортного хозяйства
Хабаровского крайисполкома
со штатом 24 единицы. В состав его вошли
Хабаровская, Комсомольская, Биробиджанская,
Николаевская, Петропавловская,
Советско-Гаванская автоконторы и отдел
снабжения Крайупрдортранса, а также
предприятия дорожных и водных путей.
1958
Постановление
правительства № 733 от 10
июля
по объединению мелких ведомственных
автохозяйств в крупные хозяйства общего
пользования внесло существенный сдвиг
в развитие автотранспорта края. По
Хабаровскому краю было ликвидировано
более 200
ведомственных автохозяйств с количеством
автомобилей более 2000 единиц. В результате
объединения структур в Хабаровске,
вместо одного грузового предприятия
Крайавтотреста, возникло шесть
предприятий, в том числе автохозяйство
№ 1 с наличием 800 автомобилей, которые
размещались в 12 пунктах.
1961
Хабаровский
автотрест, по состоянию на 1 декабря
1961 года насчитывал в своем составе 22
автохозяйства, три промышленных
предприятия, один учебно-курсовой
комбинат и более 4000 автомобилей. Из 25
руководителей автохозяйств и промышленных
предприятий, только трое имели высшее
образование и семь человек –
средне-техническое. Из 23 главных инженеров
– 9 имели высшее и шесть – средне-техническое
образование.
1963-1970
В
связи с ростом объемов, на основании
приказа Министерства автомобильного
транспорта и шоссейных дорог РСФСР от
7 августа 1963 года № 264, Хабаровский
краевой автотрест переименован в
Хабаровское краевое
управление автомобильного транспорта.
В
1967 году Хабаровское транспортное
управление обслуживало свыше 1000
организаций и предприятий края. В составе
управления 21 грузовое и смешанное
предприятие. На их долю приходится 34%
грузооборота всех автомобильных
перевозок в крае. Большую помощь
транспортное управление оказывает
сельскому хозяйству в период уборки
урожая.
В
1968 году на уборку было направлено 1340
автомобилей. Ежегодно в зимний период
Хабаровское транспортное управление
направляет транспорт на вывоз леса. В
сезон 1967-1968 годов в лесозаготовительных
организациях края работало 285 автомобилей.
Объем перевозок леса составил 217,7
тыс.тонн.
1971
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от
3 февраля 1971 года Автоколонна № 1269
награждена Орденом Трудового Красного
Знамени за успешное выполнение заданий
пятилетнего плана по перевозке
народнохозяйственных грузов и достижение
высоких показателей.
1972
Край
насчитывал 206 автобусных маршрутов
общей протяженностью 6549 км. Автобусные
перевозки связывали 243 населенных
пунктов, расположенных в 16 районах края.
Через два года в Хабаровске насчитывается
446 автобусов, обслуживающих 50 маршрутов
и 550 такси, которые в сутки перевозят
481 тыс. пассажиров. На
автотранспортных предприятиях
Хабаровского транспортного управления
вводится социалистическое соревнование
водителей за увеличение межремонтного
пробега автомобилей. В
этом движении участвуют 376 водителей
грузовых автомобилей и 775 водителей
автобусов.
1983
В
соответствии с Приказом Минавтотранса
№ 86 от 12 сентября Хабаровское транспортное
управление переименовано в Хабаровское
территориальное объединение автомобильного
транспорта. |