2/2208. О ходе реализации краевой целевой программы
И. Пугачев, кандидат технических наук ТОГУ
Как
отметил Губернатор, решение проблем безопасности – дело не только
сотрудников ГИБДД. В этот процесс должны быть активно включены местные
органы власти, суды и прокуратура, контролирующие органы, другие
заинтересованные службы и ведомства. Кроме того, необходимо
разрабатывать и утверждать нормативно-правовые акты, касающиеся решения
данного вопроса, необходимо выделять финансирование всего комплекса
мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на дорогах.
Только в этом случае ситуацию по предотвращению аварийности на дорогах
можно улучшить.
Оргкомитет по подготовке Программы был создан.
Но внесенные членами оргкомитета предложения уже на начальном этапе
создания Программы были проигнорированы. Проигнорировали их
ответственные исполнители при формировании окончательного текста.
6
декабря 2007 года в Хабаровской краевой Думе на заседании комитета по
социально-экономическому развитию состоялись слушания о ходе реализации
краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в
Хабаровском крае на 2007-2012 годы» за первый год её действия. В
материалы заседания были внесены как положительные, так и отрицательные
стороны реализованных мероприятий Программы. Однако, как и следовало
ожидать, среди положительных моментов были названы текущие мероприятия,
которые ежегодно, независимо от существования Программы, осуществляют
работники ГИБДД, министерства транспорта, министерства образования,
Хабаровского учебно-курсового комбината автомобильного транспорта и
другие участники Программы. К сожалению, приходится констатировать, что
ничего нового, что смогло бы реально повлиять на изменение сложившейся
ситуации в деле безопасности движения, не произошло.
Более 80
% денежных средств, заложенных в реализацию краевой Программы,
предусмотрено на оснащение служб ГИБДД техникой и людьми. Таким
образом, было приобретено несколько новых автомобилей, компьютеров и
измерителей скорости движения транспортных средств для служб ГИБДД.
Численный состав службы ДПС ГИБДД был увеличен на 100 человек.
Однако
необходимо отметить, что автомобили были получены лишь в конце января
2008 года.. Из-за недоработок ответственных исполнителей, в Законе о
Хабаровском краевом бюджете объем финансовых средств на исполнение
мероприятий Программы на 2007 год не был предусмотрен. В результате
этих недоработок реальное финансирование началось только во второй
половине 2007 года. Фактически на финансирование мероприятий программы,
проведение которых в 2007 году было возложено на ГИБДД, направлены
средства из экономии по смете доходов и расходов УВД края, сложившейся
вследствие изменения норм денежной компенсации взамен
продовольственного пайка сотрудникам УВД края в сумме 50,4 млн. руб.
По
этой же причине было принято решение об отказе от приобретения
аппаратно-программного комплекса «Поток-Д», запланированного
Программой. Своими средствами приобрести этот комплекс УВД края не
смогло, в связи с высокой стоимостью.
Такой подход,
безусловно, не позволит достигнуть поставленной в Программе цели
сокращения к 2012 году количества ДТП с пострадавшими на 20 % от
значения этого показателя в 2005 году, учитывая, что только за 10
месяцев 2007 г. произошел рост числа погибших в ДТП на 8,2 % по
сравнению с тем же периодом 2006 года!
В краевой Программе
отсутствует основной элемент – это проведение анализа ситуаций,
приводящих к росту аварийности, и заявленный в Программе рост
автомобилизации населения отнюдь не единственная причина этому.
Многочисленные разнообразные причины дорожной аварийности и условия,
способствующие ДТП, вообще не имеют исчерпывающего систематизированного
перечня и могут проявиться как в слабой подготовке конкретного
водителя, так и в правовом вакууме в установлении ответственности за
неудовлетворительные дорожные условия. Отсутствие анализа аварийности
дает лишь интуитивное представление о первоочередных объектах дорожного
движения, на которые должны быть направлены мероприятия Программы и
необходимые для их реализации суммы.
Разработав Федеральную
целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в РФ на
2006-2012 годы», Правительство РФ потребовало от регионов разработать
свои Программы, понимая, что благодаря устранению конкретных мест
концентрации ДТП в регионах, будет складываться общая картина снижения
аварийности в стране. Проводя анализ целевых программ других регионов,
можно найти и понимание, и логику в решении этой задачи. Запланирован
достаточный объем денежных средств и предусмотрен анализ мест
концентрации ДТП, для последующего выявления первоочередных опасных
участков дороги и устранения причин, вызывающих эти ДТП. В ряде
регионов учтены действующие многочисленные программы по строительству,
развитию, реконструкции различных объектов, в том числе и элементов
дорожной сети. Данные программы, находясь на различных стадиях
исполнения, финансируются из бюджетов всех уровней и часто
непосредственно воздействуют на конкретные условия дорожного движения.
Безусловно,
что все объекты, на которые планируется целевое воздействие, должны
быть целенаправленно обследованы для формирования корректирующих
мероприятий. В первую очередь, необходимо определить объекты,
подлежащие реконструкции с целью гарантированного сокращения годового
числа ДТП.
Предварительный анализ статистики по аварийности
позволяет сделать вывод о целесообразности разделения всей совокупности
дорожных происшествий на две группы.
К
первой группе следует отнести единичные ДТП, рассеянные по
улично-дорожной сети, не повторяющиеся на данных участках УДС и поэтому
имеющих явный характер случайного события. Вторая группа требует более
пристального внимания. К ней необходимо отнести происшествия,
систематически повторяющиеся в одних и тех же местах и, следовательно,
имеющие признаки устойчивости и закономерности. Это свидетельствует о
присутствии на данных участках УДС стационарных факторов, провоцирующих
опасное поведение участников дорожного движения. Такие участки принято
называть «местами концентрации ДТП». Выявление факторов опасности в
местах концентрации ДТП и планомерное их устранение позволит
предположительно прогнозировать уменьшение числа происшествий.
Реально
оценивая сложившуюся в настоящее время ситуацию на дорогах края и,
делая выводы из сказанного, следует предусмотреть корректировку
мероприятий Программы и, прежде всего, предусмотреть средства на
всестороннее обследование участков дорожной сети края. Это позволит
выявить участки и причины, способствующие аварийности, сформулировать
предложения по устранению факторов опасности и, главное, составить
ведомость соответствующих мероприятий, которые следует включить в
муниципальную целевую Программу. Также необходимо запланировать
средства, на последующие годы действия программы, для устранения
выявленных причин и условий, способствующих аварийности. Тогда, в
будущем можно надеяться, что мы, если не снизим, то хотя бы остановим
«колесный» геноцид на наших дорогах к 2012 году.