Небывалых темпов
буровзрывных работ достиг в этом году
прорабский участок компании ООО
«Магистраль» на реконструкции
железнодорожной линии Карымская-Забайкальск.
Каждая из железных
дорог России по-своему уникальна и
неповторима. На Забайкальской магистрали,
бесспорно, одна из сложнейших линий –
Карымская-Забайкальск. И, как бы технически
она не оснащалась и не перевооружалась,
до сих пор остается кривой и горбатой.
А ведь этому участку железки пророчат
большое будущее, да что пророчат, уже
сегодня на пограничную с Китаем станцию
Забайкальск следуют состав за составом,
доставляя в Поднебесную различные
грузы. И этот поток увеличивается с
каждым годом. Вот почему руководством
РЖД было принято решение об электрификации
приграничной с КНР 365-километровой
линии, с тем расчетом, чтобы уже к концу
2008 года по южному ходу Забайкальской
железной дороги можно было бы пропускать
до 40 пар поездов в основном с российской
нефтью.
В железнодорожном
ведомстве России понимают, что
электрификация участка без реконструкции
не принесет желаемых результатов и
поэтому силы транспортных строителей
были направлены в первую очередь на
ликвидацию узких мест. Так на перегоне
станция Андриановка - станция Бурятская
еще в 2006 году появились взрывники ООО
«Магистраль» и механизаторы ОАО
«Бамстроймеханизация». Совместными
усилиями на 41 километре были выполнены
работы по устройству трех выемок и
подходам к ним, что впоследствии
значительно облегчило работу
эксплуатационников линии. Так начались
подступы строителей к Яблоновому хребту,
через который проходит дорога, и которая
из-за сложности рельефа доставляет
железнодорожникам одни неприятности.
Ликвидировать участок
с многочисленными кривыми, движение по
которым осуществляется двойной тягой
можно только путем спрямления трассы
и сооружения огромной скальной выемки
общей длиной 4,5 километра. На ее разработку
и направили в этом году свои силы ООО
«Магистраль» и ОАО «Бамстроймеханизация».
Первый взрыв на выемке,
разделяющей станцию Бурятская от станции
Седловая
прогремел 14 января. До
этого времени механизаторы справлялись
своими силами, помощь взрывников
потребовалась после вскрышных работ,
когда скальный грунт могла разрушить
только сила мощного взрыва, а не клык
или нож бульдозера. В тот день взрывники,
занимаясь обычным профессиональным
делом, не могли и подумать о том, что так
быстро закончится их размеренная жизнь.
Все началось после того, как окончательно
определились объемы работ и сроки сдачи
выемки под укладку пути. Объявленные
цифры и числа не укладывались в голове.
В общей сложности предстояло взорвать
и вывести в отвал более четырех миллионов
кубометров скального грунта, глубина
же выемки, при этом, в самой высокой
точке хребта достигала 51 метра. Пугали
и сроки сдачи – август 2008-го. Таких
темпов и таких объемов строители не
встречали даже на Байкало-Амурской
магистрали. Было чему удивляться, но
удивление вскоре сменилось тревогой,
как справиться с реализацией грандиозного
проекта? Чтобы запустить конвейер
«бурение - взрыв - вывоз грунта»,
необходимо четкое взаимодействие
подрядчика и субподрядчика, связанное
с решением многих вопросов. Постепенно
цепочка строительного процесса крепчала
и уже в марте коллектив участка ООО
«Магистраль» стал выдавать на
гора необходимый объем грунта,
обеспечивающий нормальную работу
мехколонн №№ 15, 74 и 154 ОАО
«Бамстроймеханизация».
Взрывники распределяли
свои силы в зависимости от «окон»,
которые предоставляла железная дорога,
и подготовленных механизаторами площадок
под бурение скважин. От этого зависела
расстановка техники, профилактика
отдельных механизмов, доставка взрывчатых
материалов, отдых людей. Все это
учитывалось, взвешивалось, анализировалось,
затем уточнялось на планерках у
механизаторов и на совещаниях с мастерами
и механиками. Результаты не замедлили
сказаться. Вахта, которая пришлась на
вторую половину марта и первую половину
апреля, показала большие возможности
взрывников и бурильщиков. Они достигли
рекордной выработки, поднимая в дни
«окон» одним разом до 50 тысяч
кубометров грунта.
Взрыв завораживающее
зрелище. Он не оставляет равнодушным
никого, кто становится свидетелем
происходящего действа. Но если для
постороннего наблюдателя есть повод
полюбоваться мощным выбросом породы в
воздушное пространство, то для самих
взрывников «окно» - минуты
постоянной тревоги и волнений. Не так
все просто оказывается. Проект взрыва
предусматривает 30 пунктов
технико-экономических показателей. И
все они должны быть выполнены. А начинается
процесс с забуривания скважин, расчета
их диаметра и глубины, расстояния между
ними, веса заряда в одной скважине,
вместимости взрывчатого вещества на
один погонный метр скважины, объема
взрывной массы и так далее и тому
подобное. И вот все готово. Назначены
ответственные за подачу сигналов, за
оповещение соседних организаций и
предприятий. Люди и техника удалены на
безопасное место, выставлены караульные
посты у мест возможных подступов к
заряженному объекту. Подается боевой
сигнал – два протяжных гудка сирены,
после которого взрывники удаляются в
укрытие и инициируют взрывную сеть. В
воздух поднимается огромный сноп огня,
дыма и пыли. Содрагая окрестности, гремит
взрыв. Через несколько минут все
рассеивается, звучат три коротких гудка
сирены, свидетельствующие об отбое.
Дело сделано, но
радоваться не спешат исполнительный
директор ООО «Магистраль» Александр
Рудницкий, заместитель генерального
директора по производству Павел
Березенкин и мастер буровзрывных работ
Андрей Моисеев. Надо осмотреть площадку
взорванного грунта, выявить просчеты,
определить вместе с заказчиком качество
проделанной работы и подписать акт о
выполнении задания. И только после этого
можно облегченно вздохнуть - все
получилось, как задумывали…
И Рудницкий, и Березенкин,
и Моисеев выпускники Читинского
политехнического института. Все учились
на факультете «Технология и комплексная
механизация открытой разработки
месторождений полезных ископаемых»,
только годы учебы разные, впрочем, как
и характеры. Но в главном, очень похожие
друг на друга - упорстве в достижении
цели, преданности избранной профессии
и делу, служат которому уже не один
десяток лет. За что и получают от
руководства компании благодарности и
поощрения, а от товарищей по работе
почет и уважение.
Но не только руководители
компании переживают за судьбу взрыва.
Тревожно на душе у всех, кто задействован
в его подготовке и осуществлении.
Операторы бурильных установок, водители
всех категорий, мастера, механики в дни
взрыва становятся активными участниками
этого процесса. Ну, а о самих взрывниках
и говорить не приходится. Один из них
на мой вопрос, что неспокойно на душе?
– тут же ответил, - Если чувство тревоги
меня покинет, надо сразу же уходить на
другую работу. Пока оно со мной я спокоен…
И эти слова может повторить каждый
специалист, имеющий при себе «Единую
книжку взрывника».
Спустя полчаса выемка
снова наполняется шумом работающей
техники, над которой поднимается огромное
облако пыли. Ветра нет, и серая пелена
почти скрывает работающие механизмы.
Мехколонны начали вывозить в отвалы
взорванный грунт, а на уже готовые под
взрывы участки выемки спешат буровые
комплексы «Магистрали», чтобы все
повторить сначала. Следующий взрыв
запланирован через два дня.
На мартовско-апрельской
вахте трудились все не жалея живота
своего. Но, как и в любом деле, есть люди,
чьи усилия выделялись особенно. Это
операторы буровых установок Евгений
Грудинин, Александр Лесных, Олег Ирин,
Анатолий и Максим Путинцевы, машинисты
БТС-150 Василий Чеботарь, Александр Зуев,
Юрий Беленков, водители Александр
Одинцов, Илья Султанов, Виталий Белый,
Василий Маслюган, Анатолий Панченко,
взрывники Григорий Казанцев, Андрей
Пляскин, Владимир Юрков, Александр
Журавлев, Валерий Кустов, сварщик Евгений
Юргатов, машинист ДЭС-100 Михаил Манжул,
механики Владимир Лысенко, Сергей Тюкин,
мастера Вячеслав Брюханов, Виталий
Муратов.
Все они высококлассные
специалисты, знающие в совершенстве
технику, имеющие огромный опыт буровзрывных
работ, приобретенный на многочисленных
стройках Забайкалья и Дальнего Востока.
Такие как они и создают славу компании
«Магистраль», ставшей за последние
годы ведущим предприятием по производству
буровзрывных работ в Дальневосточном
и Сибирском Федеральных округах.
Иван ШЕСТАК,
пресс-секретарь
ООО «БСК-Взрывпром»
Группа компаний
«Взрывпром»
676290, Амурская
область, г. Тында, ул. Полярная, 10
Тел (41656)49364; Факс
(41656)41303
vzyvprom@amur.ru |