Вторник, 03.12.2024, 08:28
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [275]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

3/2008. Дороги Сахалина — артерии жизни.
Рубрика: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ / Юбилеи
К 80-летию дорожной отрасли Сахалинской области

Дороги Сахалина — артерии жизни

Строительство сети автомобильных дорог — важнейшего комплекса транспортно-коммуникационной системы Сахалинской области, началось еще в 19-м столетии.
К сожалению, драматичная картина дорожного строительства на Дальнем Востоке складывалась повсеместно, и связано это было с трудностями освоения региона. Здесь все играло свою роль — и суровые климатические условия, и то, что строительство осуществлялось силами подневольных людей. Но, так или иначе, современный Сахалин, одно из красивейших мест на Дальнем Востоке, благодаря усилиям влюбленных в свой самобытный край людей имеет развитую сеть дорог. Итак, немного истории.

1869 году остров Сахалин был объявлен местом каторги и ссылки. Именно каторжане и добровольно следовавшие за ними члены их семей начали строительство первых поселений на острове. Основная часть населенных пунктов появилась в 80-90-х годах 19-го столетия. До этого времени на Сахалине было только три русских поселения в северной части острова: Мало-Александровка, Ново-Михайловка и Рыковское. В 1880-1882 годах на Сахалине одно за другим возникают новые поселения: Соловьевка, Мицулевка, Найоро, Владимировка. К 1895 году на острове уже насчитывалось 147 русских селений с населением более 40 тысяч человек.
С этого времени стала разрастаться сеть гужевых дорог. Само строительство дорог осуществлялось вручную, использовались только песчано-гравийные материалы. В силу больших расстояний между населенными пунктами, особых климатических условий и низкой плотности населения значительную часть года эти дороги оставались непроезжими. Строительство дорог необходимого качества было невозможно, так как путь их пролегал по глухой тайге и тундре. Качество дорог говорило само за себя — построенные обессилевшими каторжанами, дороги быстро становились неудобными для движения, мосты рушились. Самые крупные селения Сахалина соединялись грунтовыми дорогами. Главными дорожными соединениями были посты Александровский – Арково – Дербенское - Онор и Дербенское — Адо-Тымь, остальные селения связывались только пешеходными тропами. Строительство поселенческих грунтовых дорог было вменено в натуральную дорожную повинность тех поселенцев, через чьи поселения эти дороги проходили.
С появлением автомобильного транспорта возникла необходимость в строительстве автомобильных дорог, тем более что возрастающая интенсивность эксплуатации дорог требовала их лучшего состояния и возведения искусственных сооружений.
В 1896 году Минтранс утвердил документ о порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе в самодвижущихся тележках, а в 1904 году утверждаются первые технические правила производства работ по ремонту шоссе.
Настоящей революцией стало применение в дорожном строительстве механических средств. Но, как ни странно, применение машин не приобрело массового характера, дороги строились и ремонтировались ручным способом. Одновременно транспортное значение гужевых дорог изменилось — они перестали быть просто подъездными путями к железнодорожным станциям, а стали развиваться как самостоятельные транспортные пути.
После русско-японской войны, ослабившей экономическое состояние страны, наверстывать упущенные темпы строительства автомобильных дорог было сложно, несмотря на значительный прирост населения и привлечение со стороны государства сил населения к дорожному строительству. В апреле 1928 года был создан первый орган государственного управления дорожным хозяйством — Сахалинский дорожный отдел.
Для установления качества строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог решением Президиума ДКИК дорогам было присвоено следующее значение:
окружного: Онор – Хандаса (Японская граница), проезжая тропа Пильво – Хандаса – Гродеково – верховье рек Мойги и устье Пиленги на восточном берегу остова Сахалин, город Александровск – село Бутаково;
районного: Рыковское – Мало-Тымово – Нижний Армудан, Палево – Лонгари, Вальзе – зимник Далдаган;
специального: Михайловка – Дуэ – Октябрьский рудник, Бутаково – Тис-Кизы – Агнево, Оха – Москальво, Арково – Владимирский рудник.
В силу островного положения Сахалина развитие дорог здесь происходило значительно позднее, чем на Дальнем Востоке, а крайне низкое состояние развития дорожной отрасли сказывалось на общем состоянии экономики. Строительство дорог шло не силами дорожных организацией, а силами местного населения.
В 1939 году постановлением Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФРС по Хабаровскому краю организовано три новых машинно-дорожных станции в Хабаровском крае, в том числе и на Сахалине, с центром нахождения в селе Дербенское. Этой станции присвоено название Сахалинской № 84. В это время из-за слабой технической оснащенности дорожной техникой дорожное строительство и реконструкция дорог не осуществлялись. Содержание дорог также оставляло желать лучшего. Деятельность МДС-84 заключалась в строительстве деревянных водопропускных труб и деревянных мостов зимой, снегоочистке и летнем грейдеровании параллельно с засыпкой ям песчано-гравийным материалом либо грунтом.
Вся сеть автогужевых дорог южного Сахалина равнялась 6133 км, 2494 км из которых - магистальные и 3639 км - сельские, с твердым покрытием - 43 км, улучшенных добавками гравия — 2713 км, грунтовых — 3377 км.
Решением Хабаровского крайисполкома от 30.05.46 года на южном Сахалине образуется два дорожно-эксплуатационных участка с объединением трехотрядной машинной станции, райотделов и трех изыскательских партий.
Постановлением СНК СССР от 2 февраля 1946 года строительство и содержание дорог на южном Сахалине возлагалось на Дальневосточный военный округ, который проводил ремонт дорог на участке примерно в 113 км, что составляло около 2% общей сети дорог. Все остальные дороги поддерживались в проезжем состоянии районными гражданскими управлениями путем привлечения к трудоучастию.
В ноябре того же года Постановлением Военного совета ДВО от 16.11.1946 № 79 была образована постоянно действующая сеть дорог, подлежащая очистке от снега:
Южно-Сахалинск – Корсаков – 37 км, Южно-Сахалинск – Сакаэхама (Стародубское) – 54 км, Като (Победино) – Северная Хандаса – Дербенское – 119 км, Симба (Дачное) – Анива – 19 км, Кюсюнай (Ильинский) – Лесогорск – 196 км, Котон (Победино) – Онор – 42 км, Онор – Дербенское (Тымовское) – 77 км, Александровск – Дербенское (Тымовское) – 67 км.
В 1958 году три машинно-дорожных станции (МДС №№ 59, 77, 109) были объединены в первое дорожно-строительное управление в поселке Хомутово под руководством П.И. Говоровского. В 1962 году в Хомутове создается мостостроительный участок при ДСУ, а в 1968 году участок преобразуется в самостоятельное мостостроительное управление.
За период 1966-1970 годов усилиями дорожных служб построено только 12 железобетонных мостов протяженностью 297 п.м., дорог с асфальтобетонным покрытием 21,5 км, 8 км — с щебеночным.
В 1971-1975 годах введено 48 км дорог с асфальтобетонным покрытием, в следующие пять лет построено 70 км автодорог, а в 1981-1985 годах — еще 61 км.
К 1994 году организация, занимавшаяся ремонтом, строительством и обслуживанием дорог, стала носить название Управление автомобильных дорог администрации Сахалинской области.
Наибольшие объемы работ были выполнены в 90-е годы. В 1991-1995 годах введен в эксплуатацию 121 км дорог с асфальтобетонным покрытием, построено 34 моста общей протяженностью 1545 п.м.
К январю 2003 года протяженность автомобильных дорог острова составляла 2177 км, 112 км которых — федеральная собственность. Сегодня протяженность сахалинских дорог - 2423 км.
Итак, несмотря на трудности, путь пройден немалый, и дорожники Сахалинской области всегда находили способы идти по нему уверенно и достойно. 80 лет — цифра солидная и славная. В юбилей хочется пожелать мужественным труженикам сахалинских дорог крепкого здоровья, терпения, семейного счастья и благополучия, достижения новых целей, творчества, вдохновения и, конечно, хороших дорог!

Ольга Лелянова

Категория: Мои статьи | Добавил: dvdorogi07 (16.05.2008)
Просмотров: 1510 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика