Рубрика: СТРАНИЦЫ
ИСТОРИИ / Юбилеи
К 80-летию
дорожной отрасли Сахалинской области
Дороги Сахалина —
артерии жизни
Строительство
сети автомобильных дорог — важнейшего
комплекса транспортно-коммуникационной
системы Сахалинской области, началось
еще в 19-м столетии.
К сожалению,
драматичная картина дорожного
строительства на Дальнем Востоке
складывалась повсеместно, и связано
это было с трудностями освоения
региона. Здесь все играло свою роль —
и суровые климатические условия, и то,
что строительство осуществлялось силами
подневольных людей. Но, так или иначе,
современный Сахалин,
одно из красивейших мест на
Дальнем Востоке, благодаря усилиям
влюбленных в свой самобытный край людей
имеет развитую сеть дорог.
Итак, немного истории.
1869 году остров
Сахалин был
объявлен местом каторги и ссылки.
Именно каторжане и добровольно следовавшие
за ними члены их семей начали строительство
первых поселений на острове. Основная
часть населенных пунктов появилась в
80-90-х годах 19-го столетия. До этого времени
на Сахалине было только три русских
поселения в северной части острова:
Мало-Александровка, Ново-Михайловка и
Рыковское. В 1880-1882 годах на
Сахалине одно за другим возникают новые
поселения: Соловьевка, Мицулевка, Найоро,
Владимировка. К 1895 году на острове уже
насчитывалось 147 русских селений с
населением более 40 тысяч человек.
С этого времени
стала разрастаться сеть
гужевых дорог. Само строительство дорог
осуществлялось вручную, использовались
только песчано-гравийные материалы. В
силу больших расстояний между населенными
пунктами, особых климатических условий
и низкой плотности населения значительную
часть года эти дороги оставались
непроезжими. Строительство дорог
необходимого качества было невозможно,
так как путь их пролегал по глухой тайге
и тундре. Качество дорог говорило само
за себя — построенные обессилевшими
каторжанами, дороги быстро становились
неудобными для движения, мосты рушились.
Самые крупные селения Сахалина соединялись
грунтовыми дорогами. Главными дорожными
соединениями были посты Александровский
– Арково – Дербенское - Онор и Дербенское
— Адо-Тымь, остальные селения связывались
только пешеходными тропами.
Строительство поселенческих грунтовых
дорог было вменено в натуральную дорожную
повинность тех поселенцев,
через чьи поселения эти дороги
проходили.
С появлением
автомобильного транспорта
возникла необходимость в строительстве
автомобильных дорог, тем более
что возрастающая интенсивность
эксплуатации дорог требовала их лучшего
состояния и возведения искусственных
сооружений.
В 1896 году
Минтранс утвердил документ о порядке
и условиях перевозки тяжестей и пассажиров
по шоссе в самодвижущихся тележках, а
в 1904 году утверждаются первые технические
правила производства работ по
ремонту шоссе.
Настоящей
революцией стало применение в
дорожном строительстве механических
средств. Но, как ни странно, применение
машин не приобрело массового характера,
дороги строились и ремонтировались
ручным способом. Одновременно транспортное
значение гужевых дорог изменилось —
они перестали быть просто
подъездными путями к железнодорожным
станциям, а стали развиваться как
самостоятельные транспортные пути.
После русско-японской
войны, ослабившей экономическое состояние
страны, наверстывать упущенные темпы
строительства автомобильных дорог было
сложно, несмотря на значительный прирост
населения и привлечение со стороны
государства сил населения к дорожному
строительству. В апреле 1928 года был
создан первый орган государственного
управления дорожным хозяйством —
Сахалинский дорожный отдел.
Для установления
качества строительства, ремонта и
содержания автомобильных дорог решением
Президиума ДКИК дорогам было присвоено
следующее значение:
окружного:
Онор – Хандаса (Японская
граница), проезжая тропа Пильво – Хандаса
– Гродеково – верховье рек Мойги и
устье Пиленги на восточном берегу остова
Сахалин, город Александровск – село
Бутаково;
районного:
Рыковское – Мало-Тымово – Нижний
Армудан, Палево – Лонгари, Вальзе –
зимник Далдаган;
специального:
Михайловка – Дуэ – Октябрьский рудник,
Бутаково – Тис-Кизы – Агнево, Оха –
Москальво, Арково – Владимирский рудник.
В
силу островного положения Сахалина
развитие дорог здесь происходило
значительно позднее, чем на Дальнем
Востоке, а крайне низкое состояние
развития дорожной отрасли сказывалось
на общем состоянии экономики. Строительство
дорог шло не силами дорожных организацией,
а силами местного населения.
В 1939 году
постановлением Оргкомитета Президиума
Верховного Совета РСФРС по Хабаровскому
краю организовано три новых машинно-дорожных
станции в Хабаровском крае,
в том числе и на Сахалине, с центром
нахождения в селе Дербенское. Этой
станции присвоено название Сахалинской
№ 84. В это время из-за слабой
технической оснащенности дорожной
техникой дорожное строительство и
реконструкция дорог не осуществлялись.
Содержание дорог также оставляло желать
лучшего. Деятельность МДС-84 заключалась
в строительстве деревянных
водопропускных труб и деревянных мостов
зимой, снегоочистке и летнем грейдеровании
параллельно с засыпкой ям
песчано-гравийным материалом либо
грунтом.
Вся сеть
автогужевых дорог южного
Сахалина равнялась 6133 км, 2494 км из
которых - магистальные и 3639 км - сельские,
с твердым покрытием - 43 км, улучшенных
добавками гравия — 2713 км, грунтовых —
3377 км.
Решением
Хабаровского крайисполкома от
30.05.46 года на южном
Сахалине образуется два дорожно-эксплуатационных
участка с объединением трехотрядной
машинной станции, райотделов и
трех изыскательских
партий.
Постановлением
СНК СССР от 2 февраля 1946 года строительство
и содержание дорог на южном Сахалине
возлагалось на Дальневосточный военный
округ, который проводил ремонт дорог
на участке примерно в 113
км, что составляло около 2% общей сети
дорог. Все остальные дороги поддерживались
в проезжем состоянии районными
гражданскими управлениями путем
привлечения к трудоучастию.
В ноябре того
же года Постановлением Военного
совета ДВО от 16.11.1946 № 79 была
образована постоянно действующая сеть
дорог, подлежащая очистке от снега:
Южно-Сахалинск
– Корсаков – 37 км, Южно-Сахалинск –
Сакаэхама (Стародубское) – 54 км, Като
(Победино) – Северная Хандаса – Дербенское
– 119 км, Симба (Дачное) – Анива – 19 км,
Кюсюнай (Ильинский) – Лесогорск – 196
км, Котон (Победино) – Онор – 42 км, Онор
– Дербенское (Тымовское) – 77 км,
Александровск – Дербенское (Тымовское)
– 67 км.
В 1958 году три
машинно-дорожных станции (МДС №№
59, 77, 109) были объединены в первое
дорожно-строительное
управление в поселке
Хомутово под руководством П.И.
Говоровского. В 1962 году в Хомутове
создается мостостроительный участок
при ДСУ, а в 1968 году участок преобразуется
в самостоятельное мостостроительное
управление.
За период
1966-1970 годов усилиями
дорожных служб построено только 12
железобетонных мостов протяженностью
297 п.м., дорог с асфальтобетонным покрытием
21,5 км, 8 км — с щебеночным.
В 1971-1975 годах
введено 48 км дорог с асфальтобетонным
покрытием, в следующие пять лет построено
70 км автодорог, а в 1981-1985 годах — еще 61
км.
К 1994 году организация,
занимавшаяся ремонтом, строительством
и обслуживанием дорог, стала носить
название Управление автомобильных
дорог администрации Сахалинской
области.
Наибольшие
объемы работ были выполнены
в 90-е годы. В 1991-1995 годах
введен в эксплуатацию
121 км дорог с асфальтобетонным покрытием,
построено 34 моста общей протяженностью
1545 п.м.
К январю 2003
года протяженность автомобильных дорог
острова составляла 2177 км, 112 км которых
— федеральная собственность. Сегодня
протяженность сахалинских дорог - 2423
км.
Итак, несмотря
на трудности, путь пройден немалый,
и дорожники Сахалинской области всегда
находили способы идти по нему уверенно
и достойно. 80 лет — цифра солидная и
славная. В юбилей хочется пожелать
мужественным труженикам сахалинских
дорог крепкого здоровья, терпения,
семейного счастья и благополучия,
достижения новых целей, творчества,
вдохновения и, конечно, хороших
дорог!
|