Среда, 04.12.2024, 01:47
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [275]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

3/2008. Круглый стол. Актуальность вопросов — эффективность решений
Рубрика: ТЕМА НОМЕРА / Организация дорожного движения

Круглый стол:
Основные направления решения транспортных проблем
городов Хабаровского края

Актуальность вопросов — эффективность решений

...Общество несет огромные человеческие и финансовые потери. Обстановка с аварийностью связана с возрастающей мобильностью населения и перераспределением перевозок от общественного транспорта к личному, с увеличивающейся диспропорцией между растущим количеством автомобилей и протяженностью уличных дорожных сетей, не рассчитанных на современные транспортные потоки...
Сергей Зражевский,
министр промышленности,транспорта и связи
Хабаровского края

Проблемы в сфере дорожного движения и, как следствие, складывающаяся на дорогах страны обстановка повышенной аварийности, представляет реальную угрозу национальной безопасности России. Стратегическая значимость этого вопроса была подчеркнута президентом РФ В.В. Путиным в «Послании федеральному собранию». Такое положение дел в сфере транспорта связано с постоянно возрастающей мобильностью населения. Проблема же состоит в том, что протяженность, техническое состояние дорожной сети и существующая система управления движением не рассчитана на современные транспортные потоки.

Решение проблемы кроется в повышении уровня правового сознания всех участников дорожного движения, а важнейшими направлениями ее решения должны стать меры, направленные на совершенствование управления движением транспортных средств и пешеходов, совершенствование методических и организационных основ деятельности в области безопасности и организации дорожного движения. В особых комментариях тема не нуждается. Но важно говорить о ней, искать пути решения.

Именно поэтому отраслевым журналом дорожно-транспортного комплекса Дальневосточного региона «Дальневосточные дороги и транспортные коридоры» совместно с Тихоокеанским государственным университетом, краевой ассоциацией «Хабаровскавто» при поддержке Министерства промышленности, транспорта и связи Хабаровского края, Министерства строительства Хабаровского края и Администрации города Хабаровска был проведен круглый стол «Основные направления решения транспортных проблем городов Хабаровского края». Круглый стол собрал представителей власти края и города, ГИБДД, людей бизнеса, науки и общественности.

- Проблемы в сфере дорожного движения в наших городах имеют комплексную природу и требуют системного подхода к решениям, которые лежат в совершенствовании отраслевой и правовой базы, - открыл заседание министр промышленности, транспорта и связи Хабаровского края Сергей Зражевский. - Стратегическое решение транспортных проблем крупных городов должно быть направлено на осуществление интегрированной политики в области транспорта, градостроительства и землепользования, что является необходимым условием для достижения высокого качества транспортного обслуживания, наиболее эффективного использования всех видов городских ресурсов, повышения степени использования городских территорий, а также улучшения качества жизни населения. Целью такой политики должно стать обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспортных потоков по дорожным сетям и снижение транспортных издержек при всех видах автомобильных перевозок. Предложенные к обсуждению направления вошли в достаточно полный, но, все же не исчерпывающий перечень того, что сегодня необходимо сделать законодательной и исполнительной властям в этой области.
- Необходимо, чтобы наши действия были как можно более скоординированными и обоснованными, - продолжил Сергей Алексеевич. - Думаю, проведение подобного рода совместных мероприятий очень важно.
В программе круглого стола предлагалось к обсуждению несколько тем в трех основных направлениях: проблем отраслевой правовой базы, проблем организации дорожного движения, транспортного и градостроительного планирования и планирования землепользования и дорожного строительства.
«Камнем преткновения» в решении современных проблем транспортной отрасли сегодня является недостаток правового обеспечения. Принимаемые законодательные акты, нацеленные на совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности, такие как «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и, принятый в первом чтении, проект федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ», грешат большим количеством недочетов и упущений.
По словам Ивана Федорова, заместителя Председателя Законодательной Думы Хабаровского края, председателя комитета по социально-экономическому развитию Хабаровского края, принятый Устав автомобильного транспорта определяет лишь общие условия перевозки грузов, пассажиров и багажа. И хотя в целом концепцию Устава и его содержание специалисты оценивают положительно, в то же время, в нормах Устава существует ряд неопределенностей и коллизий. В нем, в частности, отсутствуют нормы по вопросу организации перевозок пассажиров общественным транспортом, а для города Хабаровска это тема непростая…. Тем не менее, это новый документ, и здесь необходимо время, чтобы сформировалась правоприменительная и судебная практика, а необходимая доработка документа будет идти параллельно.
Закон о дорогах регулирует вопросы проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, разграничивает разграничивает федеральные и региональные компетенции. В нем предусмотрена возможность создания дорог, находящихся в собственности физических и юридических лиц, прописан механизм частного и государственного партнерства. По замыслу авторов закона, он должен стать первым нормативным документом, в котором сделана попытка изменить практику содержания и развития национальной дорожной сети. Однако, все новации в части бюджетного финансирования дорог в Законе сведены к нормативам на их содержание. При таком «дежурном» финансировании новый Закон вряд ли изменит что-либо к лучшему в развитии дорожной сети.
Основная же роль в правовом регулировании безопасности дорожного движения принадлежит принятому в 1995 году федеральному закону «О безопасности дорожного движения». Недостатком этого документа специалисты считают отсутствие критериев оценки эффективности деятельности различных властных структур в области обеспечения безопасности дорожного движения и недостаточно четко прописанные полномочия органов государственной власти субъектов и муниципалитетов.
- Это является большим минусом в обеспечении безопасности на дорогах. В целом, правовая база дорожной отрасли еще крайне ограничена, - подвел итог Иван Михайлович.
Своей точкой зрения на проблемы отраслевой правовой базы поделился доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» ТОГУ Юрий Куликов. По мнению Юрия Ивановича, принятый в начале ноября прошлого года Устав, к сожалению, имеет большое количество недочетов и упущений. Документ еще сырой и, прежде чем стать настольной книгой любого руководителя отрасли, требует значительных поправок. В его содержание вносились изменения специалистами всех регионов России. К сожалению, ни одно из предложений, высказанных специалистами Хабаровского края, в данный документ не вошло. А это более 60 поправок.
Несомненно, единая нормативная база, согласованное развитие и организация взаимодействия различных сегментов дорожно-транспортной отрасли могут сделать автомобильный транспорт не просто суммой отдельных направлений их деятельности, а единым комплексом, который обеспечит для пользователей транспортных услуг дополнительный системный эффект и безопасность. Евгений Тараканов, начальник СМЭУ Администрации Хабаровска, убедительно аргументировал необходимость создания подразделения, возможно при управлении транспорта, которое бы занималось вопросами изучения безопасности дорожного движения, анализом аварийности и организацией дорожного движения. - ГИБДД же, - отметил Евгений Иванович, занимается больше статистикой, а не анализом.
Действительно, отсутствие анализа аварийности оставляет место лишь интуитивному представлению о том, на какие объекты дорожного движения, в первую очередь, должны быть направлены корректирующие мероприятия и необходимые для их реализации суммы. Именно с анализа и решения транспортных вопросов необходимо начинать любой инфраструктурный проект, любое строительство в городе. Приходится признать, что сегодняшняя политика землепользования в городах России стала тормозом реализации принципов разработанной транспортной стратегии нашей страны. Причина существующего дефицита дорог видится именно в недальновидности планирования развития дорожной инфраструктуры города, приведшей к невозможности реконструкции существующих дорог и устройства новых направлений для пропуска все более интенсивных транспортных потоков. По мнению Игоря Лавриновича, начальника отдела архитектуры и территориального планирования управления архитектуры и градостроительства министерства строительства Хабаровского края, особенно остро эта проблема обозначилась, когда на дороги Хабаровска потоком хлынули чужеземные автомобили.
Еще одна проблема краевого центра - отсутствие транспортного стратегического дорожного документа, который бы отвечал всем необходимым требованиям.
- Решаемые вопросы действительно сложные, комплексные, вряд ли их возможно решить сиюминутно, - представил позицию кафедры «Автомобильные дороги» ТОГУ доцент Игорь Пугачев. Они требуют точного анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений. В качестве одного из субъектов управления транспортной системой Хабаровского края, - продолжил он, - возможно создание специализированного структурного подразделения для осуществления всего комплекса вопросов, связанных с организацией дорожного движения и необходимым финансово-материальным обеспечением. Такой структурой может и должен стать Центр управления и организации дорожного движения (ЦУОДД), основными задачами которого будут формирование системы организации и управления дорожным движением, разработка проектно-планировочных принципов, норм и иных нормативных актов, направленных на обеспечение БДД, разработка мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий дорожного движения, контроль состояния и обеспечение эффективного функционирования технических средств ОДД. Центр должен быть достаточно многофункциональным и полномочным, чтобы заниматься также созданием муниципальных программ по управлению и организации дорожного движения на сети дорог Хабаровского края.
  1. Основой создания Центра может стать база, накопленная Тихоокеанским государственным университетом (ТОГУ) за время, прямо скажем, немногочисленных обращений со стороны проектных организаций с просьбой разработки схем ОДД, сопровождающих проекты строительства транспортных, гражданских и жилых объектов. Основными направлениями деятельности ЦУОДД должны стать исследование, сбор и анализ данных в области организации дорожного движения, создание электронной базы данных, планирование и проектирование работ, необходимых для бесперебойного функционирования безопасной и эффективной системы дорожного движения. Центр также может заниматься определением основных направлений внедрения, функционирования и развития Комплексных интеллектуальных транспортных систем (КИТС) в городах Хабаровского края и входящих в её состав подсистем, проведением экспертиз проектов по ОДД, комплексных схем ОД, проектов строительства и реконструкции дорожной сети, маршрутов и схем движения пассажирского транспорта, проектов размещения всех видов наружной рекламы, мониторингом состояния автомобильных дорог, подготовкой проектов законодательных актов и нормативов в рамках своей юрисдикции, а так же методического обеспечения, необходимого для создания безопасной и эффективной системы управления ООД. Игорь Николаевич отметил также, что подробнее с проектом деятельности ЦУОДД, можно познакомиться в «Положении о Центре управления и организации дорожного движения», специально подготовленном сотрудниками ТОГУ к заседанию круглого стола.
Свою точку зрения на обсуждаемую проблему высказала Елена Телешова, заместитель директора Департамента по градостроительному регулированию землепользования Администрации Хабаровска.
- Тема настолько многопланова, что созданием единого центра, который предлагается учеными ТОГУ, наверное, не обойтись, – сказала в своем выступлении Елена Владимировна. - Возможно, это будет не единый центр, а комплекс самостоятельных, но тесно взаимодействующих структур. Например, те вопросы, которые касаются дорожного строительства, должна рассматривать структура по реализации генерального плана города. Ведь ежегодно или раз в два года должен проводиться, и проводится, мониторинг его реализации с составлением отчета и внесением корректив по всем инфраструктурам - транспортной, инженерной, социальной.
Далее Елена Владимировна отметила, что необходимо более плотно работать с реализацией практической составляющей. С теоретической частью, как правило, проблем не возникает. Все направления развития транспортной инфраструктуры подведены под крепкую теоретическую основу. Но, когда дело доходит до практики, начинаются проблемы. Более того, выясняется, что параллельно на одну и ту же тему ведется работа в нескольких инстанциях. Например, Департаментом по градостроительному регулированию землепользования в свое время была заложена основа генерального плана, а позже очень похожую концепцию предложила наука. В итоге были разработаны два разных документа с одной сутью. Чтобы такого не случалось, нужно четко разграничить полномочия различных структур, но столь же четко и внятно обеспечить их взаимодействие.
  1. К сожалению, сложность в том, и к этому выводу единодушно пришли все участники обсуждения, что вопросы, требующие решения, слишком многоплановы, и все они регламентируются разными законами. Например, довольно часто звучат претензии к Градостроительному кодексу в том, что он не рассматривает вопросы организации движения. Но даже закон, который посвящен непосредственно дорогам, как оказалось, тоже не охватывает многих вопросов. Между тем, концепция развития транспортной схемы города уже разработана, и там заложены хорошие идеи. Если общими усилиями будут созданы условия для ее реализации, то, несомненно, Хабаровск можно будет считать прогрессивным городом. Как несомненно и то, что системное решение рассмотренных направлений улучшения транспортных проблем дальневосточных городов позволит в будущем надеяться, что необходимые условия достижения высокого качества транспортного обслуживания, эффективного использования всех видов городских ресурсов, повышения степени использования городских территорий, улучшения качества жизни населения будут достигнуты и, если не снизят, то хотя бы остановят рост аварийности на наших дорогах.


  2. Обращение участников заседания круглого стола
  3. «Основные направления решения транспортных проблем городов Хабаровского края»

Обсудив актуальные вопросы, связанные с транспортными проблемами городов, участники круглого стола отмечают, что данные проблемы имеют комплексную природу и требуют системного подхода к их решению.
Стратегическое решение обозначенных проблем должно быть направлено на осуществление интегрированной политики в области транспорта, градостроительства и землепользования. Это является необходимым условием достижения высокого качества транспортного обслуживания, эффективного использования всех видов городских ресурсов, повышения степени использования городских территорий, улучшения качества жизни населения.
Города нуждаются в интенсификации использования существующей дорожной сети. Достигнуть желаемого результата возможно путем современных средств и методов организации дорожного движения, включающих комплекс мер правового, организационного и инженерно-технического воздействия на дорожное движение. Без такой поддержки наращивание количественных показателей городской дорожной сети, влечет за собой её нерациональное использование.
Уровень организации дорожного движения в городах края, отстает от требуемого. Это отставание объясняется неудовлетворительной практикой реализации методов организации дорожного движения, отсутствием системного подхода к проектированию организации дорожного движения.
В России на всех уровнях власти отсутствует орган, отвечающий за организацию дорожного движения. Отсутствует соответствующая нормативно-правовая база. Вопросы организации и обеспечения безопасности дорожного движения не отражены в системе градостроительной документации.
Отсутствие в Градостроительном кодексе РФ требований по опережающим все этапы и основополагающим принципам транспортного подхода к выбору места строительства не позволяет делать вывод о том, насколько территориально целесообразно строительство различных объектов. Любое проектирование и строительство в городе необходимо начинать с анализа и решения, в первую очередь, транспортных вопросов.
Следует отметить, что государственная градостроительная политика на территории края выстраивается без достаточного учета долгосрочных стратегических интересов развития территорий и не ориентирована на решение задач в новых условиях.
В бюджетах большинства городов края не предусматриваются средства на разработку и корректировку градостроительной документации. Кроме городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани, поселка Ванино, ни одно из муниципальных образований края не выполняет работы по корректировке генеральных планов.
Проблема в части развития транспортной инфраструктуры края создает неблагоприятные условия для проживания населения. Сложившаяся практика планирования землепользования в городах края, без учета транспортных проблем, стала тормозом для реализации интегрированной политики в области транспорта. Причина существующего дефицита дорог состоит, в основном, в слабом перспективном планировании развития дорожной сети города, приводящим к невозможности реконструкции существующих дорог и устройству новых направлений для пропуска более интенсивных транспортных потоков.
С 29 ноября 2006 г., действует Закон «О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края», позволяющий включение в систему долгосрочного градостроительного планирования механизмов резервирования земли под магистральные дороги, под транспортную и дорожную инфраструктуру (развязки автомагистралей, стоянки автомобильного транспорта и др.). К сожалению, за время действия закона не было зарегистрировано не одного случая подобного резервирования.
Бесконтрольная автомобилизация общества дополнительно приводит к усложнению движения, на ограниченной дорожной сети.
При проведении государственной экспертизы проектной документации практически полностью отсутствует, за редким исключением, экспертиза, связанная с изменениями транспортной инфраструктуры, вызванными данным проектом,.
Системное решение всех рассмотренных направлений улучшения транспортных проблем городов позволит в будущем обеспечить необходимые условия достижения высокого качества транспортного обслуживания, наиболее эффективное использование всех видов городских ресурсов, повышение степени использования городских территорий, улучшение качества жизни населения.
Участники заседания круглого стола считают, что обсуждаемая проблема чрезвычайно важна, и требует для своего решения систематической работы органов краевой и муниципальной власти.
Участники круглого стола считают целесообразным:
  • Рекомендовать федеральным органам государственной власти осуществить нормативно-правовую и организационную работу по созданию Центров организации дорожного движения, во всех субъектах РФ, основой деятельностью которых было бы проектирование работ, необходимых для бесперебойного функционирования безопасной и эффективной системы дорожного движения на автодорожной сети субъектов РФ, а так же участие в проведении экспертизы проектной документации, связанной с изменениями транспортной инфраструктуры.
  • Разработать концепцию транспортного развития автодорожной сети Хабаровского края на период до 2015 года.
  • Предусмотреть при разработке «Схемы территориального планирования Хабаровского края», приоритетный блок в области градостроительства, учитывающей развитие транспортных систем.
  • Продолжить совершенствование нормативно-правовой базы градостроительства, относящейся к компетенции субъектов РФ.
  • Разработать и утвердить «Нормативы градостроительного проектирования в области транспортного обслуживания на территории Хабаровского края».
  • В части решения вопросов проектирования, строительства активно привлекать научные и образовательные учреждения края в проведении исследовательских работ по направлениям устойчивого развития транспортной инфраструктуры поселений края, отработке рациональных проектных решений.
  • Законодательной городской Думе Хабаровска, рассмотреть предложенную концепцию транспортного планирования и организации движения на территории города Хабаровск.


Обращение принято на заседании круглого стола
«Основные направления решения транспортных проблем городов Хабаровского края»
31 марта 2008 г.,
г. Хабаровск.
Категория: Мои статьи | Добавил: dvdorogi07 (16.05.2008)
Просмотров: 1492 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика