4/2008. ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод". С позиции здравого смысла
Рубрика: ТЕМА НОМЕРА / Технологии дорожного строительства
С позиции здравого смысла
Наиболее часто среди причин несоответствия наших дорог устоявшимся мировым стандартам приходится слышать одно и то же слово - битум. Разобраться в этом неоднозначном вопросе нам помогает начальник производственно-диспетчерского отдела ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" Антон Вагин, которому наш корреспондент задал несколько вопросов.
- Антон Валентинович, наверняка для Вас не является секретом, мягко говоря, скептическое отношение дорожно-строительных предприятий к качеству битума, выпускаемого нефтеперерабатывающими заводами России. Прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся ситуацию.
- В настоящее время производственные мощности завода позволяют производить битум БНД 90/130 улучшенного качества, хотя понятно, что до мировых стандартов пока еще далеко. А у каждого участника процесса строительства дороги, от рабочего до инженера своя правда о качестве битума. Поступающие заявки от предприятий всегда содержат конкретные цифры, определяющие качество всех составляющих битума. Но, в некоторых случаях, аргументация причин необходимого качества просто обескураживает. Например, дорожники предпочтительно просят битум, у которого пенитрация ближе к верхнему значению допуска, так как это резко снижает расход топлива при приготовлении асфальтобетонной смеси. Так в чем же смысл планируемых работ по дорожному покрытию - в качестве дороги или в экономии расхода топлива? Отсюда и все проблемы.
- Тем не менее, выполняя заказ на определенное качество битума, требования ГОСТов все же должны соблюдаться. Нет ли здесь противоречия?
- По требованиям российского ГОСТа БНД для реконструкции дорог используется битум 90 на 130. Это параметр проникновения иглы при разогреве битума до определенной температуры: 90 - твердый, 130 - более жидкий. Зачастую дорожные службы делают заказ на изготовление битума "пожиже", для облегчения строительства (укладки) дорожного полотна. В таком случае дорога после ремонта неминуемо тоже "жидкая", так как ухудшаются эксплуатационные свойства битума. Идут машины - дорога под ними "разъезжается". Следующий основной показатель качества битума - температура хрупкости. Простыми словами, чем быстрее он лопается при низкой температуре, тем ниже его качество и, соответственно, качество дороги. Не секрет, что основная часть разрушений дорожного покрытия приходится на зимние месяцы. По требованиям того же ГОСТа, температура хрупкости должна быть не выше 17 градусов. Мы выпускаем битум с большим запасом температуры хрупкости - минус 28 градусов. Следующий показатель - растяжимость битума. ГОСТ неумолим - не менее 75 сантиметров при 25 градусах. Мы снова выпускаем с запасом - до 100 сантиметров. Зимой асфальт укладывается буквально на снег, без разогрева его до нужной температуры. Да и летом укладка зачастую ведется вне обозначенных технологий, ГОСТов, правил транспортировки и, по сути, здравого смысла. Поэтому наше желание сделать «как лучше» в итоге получается «как всегда», но это уже тема разговора с дорожными службами.
- Антон Валентинович, в каком же направлении, по Вашему мнению, следует искать решение проблемы?
- Чтобы это понять, предложу к размышлению несколько иную информацию. Наш завод второй год сотрудничает с Китаем. Дорожные предприятия строят автостраду в северной провинции Хейлунцзян. Отчего же в заявках китайской стороны совершенно другие требования к качеству битума, если наши климатические условия полностью совпадают? Остается надеяться на то, что изменения в Российском дорожном законодательстве, закрепляющие за предприятием, выигравшим тендер на строительство дорог, обязательства по содержанию и обслуживанию этого участка дороги в течение десяти лет, повлияют на качество строительных работ. Особенно положительно это сказалось бы на услугах коммерческих структур. А до тех пор, пока ситуация в строительстве дорог не будет приведена к современным нормам ГОСТа, казусы и проблемы, увы, неизбежны.