Рубрика:
ПРОЕКТЫ И ИНВЕСТИЦИИ / Интервью на
актуальную тему
Морские
ворота Хабаровского края
Ванинский
порт - крупный транспортный узел в
Дальневосточном регионе. Он является
конечной точкой Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали. Расположен
порт в 400 километрах от Японии на
северо-западном материковом берегу
Татарского пролива в естественной
глубоководной бухте. Ванинский порт
входит в десятку крупнейших портов
России с круглогодичной навигацией.
ОАО
"Ванинский морской торговый порт"
является открытым акционерным обществом.
В настоящее время основным учредителем
порта и держателем контрольного пакета
акций (55%) является государство. Вопрос
окончательного акционирования является
одним из важнейших и определяющих
инвестиционную привлекательность
порта, а значит и его дальнейшее развитие.
Другой актуальный вопрос - создание
свободной экономической зоны на
территории Ванино - Советско-Гаванского
транспортного узла. Об этих проблемах,
а также о планах развития порта наш
корреспондент беседует с Альфиром
Богудиновым, коммерческим директором
ОАО «Ванинский морской торговый
порт».
-
Альфир Самсудинович, согласно постановлению
Правительства РФ № 75, с первого января
2009 года ожидается скачок таможенных
пошлин на экспорт необработанной
древесины до 80 процентов. Как отразится
это на экономике Ванинского порта?
-
Планы стивидорной компании "Ванинский
морской торговый порт", рассчитанные
на основе тенденций развития товарных
рынков и мировой транспортной системы,
предусматривают в качестве приоритетов
рост оборота контейнеров, глинозема,
алюминия, угля. Тем не менее, проблема
перегрузки круглого леса для нас сейчас
стоит остро, поскольку удельный вес
лесных грузов составляет треть
производственной программы порта по
универсальным причалам. Грядущее
повышение пошлин на кругляк приведет
к прекращению поставок его на внешний
рынок, поэтому стивидорная компания
вынуждена предпринимать усилия по
постепенному замещению данного вида
груза другими. В наших планах значительно
нарастить объемы экспортного угля,
привлечь новые виды импортных грузов.
Вариант, связанный с экспортом
пиломатериалов и другой продукции
лесопереработки, пока не столь актуален.
Для этого необходимо развивать переработку
древесины, что требует серьезных
инвестиций в лесоперерабатывающий
комплекс, поиска рынков сбыта, чего пока
нет. Однако. ситуация, в которой мы сейчас
находимся, до конца не ясна, поскольку
окончательно вопрос по пошлинам на
необработанную древесину не решен.
Насколько я знаю, Правительство
Хабаровского края обращалось в
Правительство РФ с предложением отсрочить
дату ввода заградительных пошлин.
-
А если все же предположить, что пошлины
на экспорт необработанной древесины
поднимут и он станет невыгодным, чем
тогда вы займетесь?
-
Сегодня доля экспорта в грузообороте
весьма значительна - порядка 65 процентов.
Но для нас актуальны и другие направления.
Мы располагаем универсальными причалами,
где можно работать с любыми грузами, за
исключением, пожалуй, наливных. Те
площади, которые сейчас заняты лесом,
могут быть задействованы для приема
импортных грузов. На данный момент мы
уже имеем немало интересных предложений.
Например, по клинкеру из Китая. Когда
активизируем импорт - мы, как говорится,
убьем сразу двух зайцев. Во-первых, решим
вопрос с загрузкой порта в случае, если
из грузооборота уйдет необработанная
древесина, а во-вторых - частично решим
весьма острый вопрос пропускной
способности железной дороги. Сейчас
ситуация складывается следующим образом.
В этом году будет введен в эксплуатацию
угольный терминал ОАО "СУЭК", работы
по строительству балкерного терминала
планирует начать ОАО "Мечел" - одна
из ведущих российских компаний в
горнодобывающей и металлургической
отраслях. Текущая пропускная способность
железной дороги - 12,5 миллионов тонн,
конечно, никого не устраивает. Рано или
поздно начнутся проблемы, чей груз
вести. А только мощность терминала ОАО
"СУЭК" - 12 миллионов тонн. Сейчас
РЖД на участке Комсомольск-на-Амуре -
Ванино приступила к работам по
строительству нового тоннеля длиной 3
980 метров на Кузнецовском перевале и
20-ти километрового
обходного пути, что позволит довести
его мощность до 27 млн. тонн и повысить
вес грузовых поездов. На реконструкцию
железной дороги уйдет не один год, и
поэтому мы считаем, что замыкаться
только на экспорте нецелесообразно.
Пока я вижу решение проблемы с железной
дорогой в наращивании импорта. Например,
сюда привезли вагоны с углем. Выгрузили.
Загрузили импортом, тем же клинкером,
и отправили. Загрузка вагонов двухсторонняя,
порожнего пробега не будет и эффективность
работы железной дороги заметно вырастет.
-
Строительство угольного терминала ОАО
"СУЭК" на 12 миллионов тонн, планируемое
строительство терминала ОАО "Мечел",
которые в перспективе планируют
транспортировать до 30 миллионов угля
в год…Не "задавят" ли эти мощные
компании ОАО "Ванинский морской
торговый порт"?
-
Думаю, что нет. Каждый займет свою нишу.
Например, терминал "СУЭК" способен
принимать суда водоизмещением 170 тыс.
тонн. Мы принимаем суда с более скромными
размерами - до 40 тыс. тонн. Спрос на
небольшие партии угля всегда есть и
будет. Далее. У наших компаний разная
специализация. Терминал "СУЭК"
работает только с навалочными грузами.
Мы же работаем с различными видами
грузов, то есть мы более универсальны.
Потребности в перевалке генеральных
грузов остаются, есть востребованные
динамично развивающиеся направления,
например, контейнерные перевозки. Наше
географическое положение и имеющаяся
инфраструктура позволяют нам рассчитывать
на привлечение существенных объемов
как каботажных, так и внешнеторговых
грузов в контейнерах.
-
Сейчас ОАО "Ванинский морской торговый
порт" осуществляет перевозки в
Петропавловск-Камчатский, Магадан и
Пусан. Планируете ли вы выходить на
новые линии?
-
Потенциал для развития контейнерных
перевозок есть. Как один из вариантов
мы рассматриваем транзитные грузы из
КНР. У наших соседей возникла проблема
транспортировки грузов с севера на юг.
Их железные и авто
дороги не справляются с объемами
перевозок. А поскольку на севере Китая
нет выходов к морю, то они рассматривают
наш порт как транзитный коридор. И тут
немаловажную роль играет дорога Лидога
- Ванино и логистические центры, которые
возводят в Хабаровске. Например, контейнер
из северного Китая через логистический
центр привозят по дороге Лидога-Ванино
в наш порт, а мы перевозим его дальше на
юг. Плюсы неоспоримые - перевозки морем
дешевые, транспортное плечо достаточно
короткое. Дело осталось за малым -
достроить дорогу и модернизировать
действующий или построить новый
контейнерный терминал.
-
Ванинский транспортный узел сегодня
успешно развивается. Как будут выглядеть
позиции стивидорной компании в новой
конкурентной среде?
-
Для сохранения конкурентных позиций
одного лишь технического перевооружения
предприятию недостаточно. Пропускная
способность порта практически исчерпана
и без строительства новых мощностей
значительно увеличить грузопереработку
мы не в состоянии. А чтобы строить - нужны
инвесторы. Вот тут мы и подошли к началу
всех обозначенных проблем и, одновременно,
к возможности их решения. Дело в том,
что 55% акций ОАО "Ванинский морской
торговый порт" находятся в собственности
государства. Для того чтобы стать
инвестиционно привлекательными,
необходимо либо до конца акционироваться,
либо задействовать механизмы
частно-государственного партнерства.
Советом директоров ОАО "Ванинский
морской торговый порт" принято решение
о получении статуса резидента особой
экономической зоны портового типа в
рамках проекта по созданию портовой
особой экономической зоны на территории
Ванино - Советско-Гаванского транспортного
узла. Сейчас подписаны необходимые
документы с руководством Росморречфлота.
Это значит, что начнется финансирование
подготовительных работ. Свободная
экономическая зона будет привлекательна
для инвесторов, этот статус даст толчок
для развития территории, для строительства
современных терминалов на территории
Ванинского порта.
В
поселке Ванино впервые за пятнадцать
лет всерьез заговорили о строительстве
жилых домов. Рынок вторичного жилья не
справляется со спросом на недвижимость,
цены на квартиры растут. Как известно,
это важный показатель того, что жизнь
налаживается. За последнюю пару лет
заметно сократился и отток жителей в
крупные города Хабаровского края.
Ванинский порт является градообразующим
предприятием. Экономическое развитие
порта прямо отражается на благосостоянии
поселка. Взаимосвязь это понятна - чем
большие обороты набирает порт, тем
очевиднее повышается уровень жизни
населения, становясь своего рода
барометром этих изменений.
Юлия Кокурина
Справка
Через
порт Ванино поставляются грузы в
северо-восточные регионы России,
экспортно-импортные грузы в Японию,
Корею, Китай и другие страны
Азиатско-Тихоокеанского региона,
Австралию, США.
Выгодное
географическое расположение порта
открывает ближайший выход к морю грузам,
идущим с Запада по Байкало-Амурской и
Транссибирской железнодорожным
магистралям.
Путь
грузов через Ванинский порт по БАМу
более чем на 650 километров короче, чем
по Транссибу.
Паромная
переправа Ванино - Холмск является самым
удобным и выгодным путем доставки грузов
в железнодорожных вагонах и автомобилях
на остров Сахалин. |