Вторник, 03.12.2024, 06:18
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [275]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

4/2008. Порт Ванино и БАМ – взаимосвязь, история, перспективы
Рубрика: ПРОЕКТЫ И ИНВЕСТИЦИИ / Потенциалы развития

Порт Ванино и БАМ – взаимосвязь, история, перспективы

Анатолий  Климов
Директор Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт»   

В Хабаровском крае имеется 5 морских торговых портов, которые расположены в центральной и северной части Татарского пролива, куда выходят все морские, сухопутные и речные транспортные пути региона. Порты Ванино и Советская Гавань имеют выход по железной дороге на  Транссиб и БАМ, а  по автомобильной дороге  Лидога-Ванино - на единую сеть  автомобильных дорог России.

Справка
В 2007 году грузооборот портов Хабаровского края составил  22,2 млн. тонн, в том числе  порт Ванино 9,5 млн. тонн , Де-Кастри  11,5 млн. тонн.
Причалы порта  Ванино позволяют  принимать  к  ним  сухогрузные суда  до 35 тысяч тонн, наливные до 60 тысяч тонн. В порту более 35 лет  работает паромная  переправа Ванино-Холмск, по которой обеспечивается завоз 80% грузов на  Сахалин. Порт  Николаевск-на-Амуре  принимает транспортный поток, идущий  по реке Амур. В порт Де-Кастри проложены два нефтепровода с Сахалинских месторождений, превратившие его в  крупный  нефтеналивной  порт с грузооборотом до  14 млн. тонн.

Одной из главных задач портов Хабаровского края является обеспечение  транспортных потребностей  экономики территорий, прилегающих  к  Байкало-Амурской  магистрали  и  восточной части Транссиба, в услугах морских портов для вывоза производимых там грузов на экспорт,  завоза  необходимых  товаров  по импорту и снабжения регионов Северо-Восточной  части Дальнего Востока России.
Важнейшее место в этой транспортной системе занимает Ванино-Советско-Гаванский транспортный  узел,  который,  наряду  со  сложившимися  транспортными  связями,   имеет прекрасные природно-географические условия  и  обширные  свободные  территории для дальнейшего развития  морских  портовых  мощностей.
Ванинский морской порт, расположенный в центральной части Татарского пролива, был задуман и построен как конечный пункт Байкало-Амурской магистрали. Начало его строительства и сдача первых причалов в эксплуатацию были осуществлены в далёкие военные годы, и в октябре текущего года он будет отмечать 65 годовщину своего создания.
За прошедший период его развитие шло неравномерно, но в целом было направленно на увеличение производственных мощностей за счёт государственных  капитальных вложений. Развитие порта всегда определялось возрастающими потребностями страны в перевозках грузов с наименьшими затратами из мест производства товаров в пункты, где развивались новые стройки. В сороковые годы – это печально известные перевозки на Магадан, куда  перевозилось до 40 тысяч человек в год — они прекратились только в 1953 году.  В 50-60-х годах добавились значительные объёмы грузов на Сахалин и экспорт леса  в  Японию. Для осуществления этих  перевозок, в ходе  выполнения  второй и третьей очереди  развития порта, было построено 10 причалов общей длиной 1925 метров, на которых было установлено более 70 портальных кранов, до 140 единиц  малой механизации. В 1973 году в порту были построены  причалы паромной переправы на Сахалин, в результате чего производительность труда  по переработке грузов на этом направлении повысилась в 30 раз. В то время это была  первая инновационная технология созданная на морском транспорте Дальнего Востока.
За эти годы Ванинский  порт стал  основным портом, обеспечивающим  перевозки грузов в Сахалинскую и Магаданскую области, куда в каботаже доставлялось около 6,0 млн. тонн грузов, в том числе 4 млн. тонн  по паромной  переправе на Сахалин. Вторым основным видом грузов стал лес на экспорт, ежегодные объёмы перевозок которого превышали 2 млн. кубометров.
В 70–80-е годы прошлого века дальнейший мощный толчок развитию порта Ванино должно было дать строительство Байкало-Амурской  магистрали. При разработке ТЭО и проекта БАМа, при определении его экономической окупаемости предусматривалось перевозить  грузы, производимые в зоне всей магистрали, до порта Ванино. Прежде всего это должен быть уголь, для чего надо  было  построить в порту угольный терминал. Однако этого не произошло,  и  морские ворота  БАМа волевым  решением перенесли из Ванино  на  800 км южнее - в порт Восточный. Одной из объективных причин  такого   решения стало отставание  строительства Восточного участка БАМа, что не позволяло  везти грузы прямо в порт Ванино. В результате, после окончания строительства магистрали, оказалось что по ней нечего возить. Нерюнгринский уголь ушёл на  Транссиб  и на порт Восточный. БАМ  оказался пустым. Такое нарушение проекта  стало основанием   для  досужих "кухонных" разговоров, что "БАМ построен в никуда", что "Великая магистраль" - глупость коммунистического режима" и т.п.
На самом деле БАМ был  задуман и  построен  совершенно обосновано,  для  развития востока  страны. Но для того, чтобы он выполнял эту  задачу и работал эффективно, нужно было организовывать перевозки грузов в соответствии с экономическими расчётами и первоначально принятыми  решениями. А этого сделано не было. Однако, несмотря ни на что, увеличение объёмов  переработки  грузов на Магадан, Сахалин, Японию и Корею позволило  довести  грузооборот порта в 1991 году до 10,3 млн. тонн.
Но настали  "постперестроечные" времена  и в 1992 – 1993 годах грузооборот порта сократился почти в 3 раза. В первую очередь исчезли грузы, перевозимые на  паромах на Магадан. Лес  на экспорт стал отгружать не один  "великий  "Экспортлес", а до 60 мелких  лесозаготовителей. Обстановка усугублялась переменой статуса порта.
В 1992 году в ходе приватизации  были созданы ОАО "Ванинский морской торговый порт" и ЗАО "Трансбункер".  Развитие и деятельность этих двух стивидорных компаний  осуществлялась  по-разному. За  прошедший период частная компания "Трансбункер" вложила  в  развитие своей компании более 60 млн. долларов и построила мощности на 3,5 млн. тонн наливных грузов. В ОАО "Ванинский морской торговый порт"  55% акций были оставлены в собственности государства, что сохраняется до сегодняшнего дня. При этом, государственные чиновники, которым  поручено управление портом, его развитием, строительством новых и модернизацией имеющихся причалов не занимаются. С другой стороны, частные компании развитием порта тоже не занимаются, хотя имеют в этом потребность и желание. Причина тому - большой  риск, связанный с предстоящей продажей государственного пакета акций порта. Так, компания "Базовый элемент" еще в 2002 году заявила о желании построить терминал для переработки глинозёма и алюминия, взяла в аренду землю, но так ничего до сих пор и не построила,  ожидая, по всей вероятности, решения вопроса о продаже  государственного пакета акций стивидорной компании, в надежде приобрести часть акций и увеличить свою долю в уставном капитале компании. Сегодня очень хорошо понятно, что срочная продажа государственного пакета акций ОАО "Ванинский морской торговый порт" позволит осуществить действенные меры по развитию компании.
Борясь за обеспечение работы в порту, руководство стивидорной компании ОАО "Ванинский морской торговый порт" привлекло в начале 90-х годов два новых для порта вида грузов -  глинозём и алюминий, которых в 2007 году было переработано 1,1 млн. тонн и 0,6 млн. тонн  алюминия соответственно. Отличительной особенностью перевозки этих грузов является то, что осуществляется она по наиболее  короткому  маршруту между  алюминиевыми заводами и портом — по БАМу. Это стало определяющим фактором победы ОАО "Ванинский морской торговый порт" в конкурентной борьбе за данные грузопотоки с другими портами Дальнего Востока. За счет этих перевозок  увеличилась  загрузка  и окупаемость БАМа.
Данный пример - ещё одно подтверждение правильности изначального решения  о строительстве БАМа и порта Ванино, когда их развитие и дальнейшая деятельность должны были проходить в единстве и взаимосвязи. Без развития потенциала  Ванинского порта, а значит отсутствия портовых мощностей для отгрузки угля и железной руды на экспорт, крайне затруднена разработка новых угольных и железорудных  месторождений Якутии. Если же не будут развиваться предприятия по их производству - не  будут использоваться  мощности  БАМ и, как следствие, не будет  развития  порта. Взаимосвязь очевидна. Круг замкнулся.
В соответствии с   поставленной сейчас руководством страны и отрасли задачей  внедрения  инновационных  технологий  на  транспорте, происходит дальнейшее развитие портов за счет строительства терминалов для переработки наволочных грузов  мощностью до 10-15 млн. тонн, глубинами  до 16-18 метров, складов ёмкостью до 0,5 – 1 млн. тонн, установкой оборудования производительностью 3-3,5 тыс. тонн в час.  Видимо в этом и заключается внедрение инновационных  технологий на морском транспорте.
Анализ развития  мировой внешней торговли и мировых морских перевозок  показывает, что за последние 10 лет наибольшие объёмы составляют нефть, уголь, железная руда и контейнеры. Именно эти грузы, за исключением  контейнеров, имеются в большом объёме на территориях, входящих в зону  БАМа - в  Восточной Сибири, на юге Якутии,  севере Амурской области и Хабаровского края. Их добыча  и  переработка в ближайшие годы получит ещё большее развитие, а значит  возрастёт потребность их вывоза на экспорт. Преимуществом  Ванинского порта  является более короткое, на 200-500 км меньше, расстояние от месторождений БАМа до моря, по сравнению с портами Приморья.
Оценивая в 2000 году экспортный потенциал России по углю и железной руде, зарубежные аналитики заявляли, что Россия никогда не будет значительным экспортёром этих грузов по двум причинам. Одна из них - удаленность месторождений на значительное расстояние от моря (3000-5000км), другая - отсутствие в портах крупных, высокопроизводительных терминалов, позволяющих принимать балкеры грузоподъёмностью до 150 тыс. тонн. Устранить  одну из них на  Дальнем  Востоке  можно за счет освоения месторождений в южной Якутии и других, расположенных ближе к морю, месторождений. Вторую проблему надо решать за счёт строительства новых терминалов, и в частности  в порту Ванино, где для этого имеются свободные земельные участки  площадью до 800  гектаров и акватории с глубинами 12-20  метров. Уникальные   природные  условия  позволяют  построить   портовые   мощности на 40-50 млн. тонн. Сюда и направлена в последние 8 лет  стратегия по развитию порта Ванино.
В 1996 году Морской администрацией портов Ванино и Советская Гавань была разработана  генеральная схема развития Ванино – Советско-Гаванского транспортного узла, которая была утверждена в Правительстве Хабаровского края, МПС и Департаменте морского флота, по которой и осуществляется развитие порта Ванино. Уже в 2002 году был построен холодильник на 5000 тонн, проведена реконструкция пирса № 3.
В связи с тем, что в бухте Ванина на территории, занимаемой ОАО "Ванинский морской торговый порт", нет в достаточном объеме свободных площадей, изначально было решено — строительство новых угольных, рудных и других крупных терминалов  будет осуществлено в близлежащей бухте Мучке. При этом построенные терминалы будут являться собственностью инвесторов, а на их базе будут созданы самостоятельные стивидорные кампании.
В 2000-2001 годах Морской администрацией портов Ванино и Советская Гавань был разработан проект "Обоснование инвестиций строительства угольного терминала в порту Ванино (бухта Мучке) на 6 млн. тонн", который в июне 2001 года был  утверждён   Департаментом  морского  транспорта и  Правительством  Хабаровского края.  Именно на этом этапе был сделан вывод о строительстве терминала на 12, а не  на 6 млн. тонн по проекту.
В 2001 году  разработанный проект был передан ОАО «Трансамуринвест», которая стала инвестором проекта и  осуществляла  работы на терминале до марта 2003 года. Однако в связи с отсутствием у компании финансовых средств, работы были  прекращены. Морская администрация приступила к поиску  нового инвестора. На информацию об инвестиционном проекте обратила  внимание  компания МДМ и её  структурное  подразделение СУЭК, которая в течение двух лет провела  работу по  приобретению проекта и  подготовке к строительству, и в мае 2005 года продолжила сооружение  терминала.
В настоящее время строительство терминала осуществляет ООО «Дальтрансуголь» (Генеральный  директор  С.И. Андреев), где сейчас  работает около 800 человек.  Ввод  терминала  в  эксплуатацию  запланирован на июнь 2008 года и сейчас  делается всё, чтобы к этому сроку  поставить к причалу первый  балкер грузоподъёмностью 60-70 тысяч тонн. Именно ООО "Дальтрансуголь", которая на 100% принадлежит Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) станет третьей стивидорной  компанией, в Ванинском порту. СУЭК является крупнейшей в России и шестой в мире угледобывающей компанией, добывающей  в год 95 млн. тонн угля и экспортирующей из них 26 млн. тонн. Компания является единым  инвестором  строительства угольного терминала в порту Ванино в бухте Мучке.
Мощность терминала составляет 12 млн.тонн угля в год, которая без значительных  дополнительных   строительных работ может быть  увеличена до 16 млн.тонн. Стоимость строительства объекта составит 7,5 млрд. рублей.  Общая площадь земельного участка терминала более 110 га. Терминал будет иметь   склад   постоянного  хранения  угля  на  1 млн. тонн,   два вагоноопрокидывателя    (по два вагона в каждом), три стакер-реклаймера производительностью 3,5 тысяч тонн в час каждый, размораживающее устройство на 48 вагонов.
Общая длина конвейерных линий терминала превышает 2,2 км. На терминале будет построена своя железнодорожная станция по приёму составов  с углём  и отправлению порожних маршрутов, которые будут приходить на неё с главного хода без  остановки  на  сортировочной   станции. Движение  груженых углем и порожних вагонов по терминалу организовано по круговому принципу, когда  вагоны движутся только вперёд.  Общая  длина  железнодорожных  линий  терминала  составляет 26 км.
Причал терминала в виде пирса общей длиной 490 метров и с рабочими глубинами 21 метр был построен ООО "Спецфундаментстрой" (Генеральный директор Г.И. Дьяченко) за 12 месяцев. По проекту на этом причале будут обрабатывать суда грузоподъемностью от 35 до 170 тыс. тонн. На нём будут установлены две судопогрузочные машины производительностью 3,5 тыс. тонн в час каждая. Для проведения швартовых операций компания СУЭК заказала, и они уже строятся,  два ледокольных буксира, мощностью по 4000 л.с.
С выходом терминала на проектную мощность грузооборот Ванинского порта в 2014 году составит 22 млн. тонн. Однако эти объёмы могут быть превышены за счёт строительства ещё одного терминала, который планирует построить ОАО "Саха Якутия транспортная компания", которую создали добывающие кампании Якутии.
В 2003 году Ванинский порт посетил Президент Якутии В. Штыров, который осмотрел земельный участок и высказал решение о строительстве морского терминала в порту Ванино для перевалки  добываемых в республике угля, железной руды  лесных материалов и апатитовых удобрений.
В 2005 году компанией "Сахатранс" был заключён договор аренды на земельный участок площадью 240 га, и, в настоящее время ведутся проектные работы, которые должны быть завершены в октябре текущего года. После проведения экспертизы проекта, компания предполагает начать строительство в мае 2009 года.
По проекту на данном терминале будут созданы портовые мощности по перевалке 9 млн. тонн угля, 15 млн. тонн железной руды, 3 млн. тонн апатитовых удобрений. На терминале  намечено построить контейнерный терминал на 250 тыс. TEU, где будут отгружаться высушенные пиломатериалы, производимые в республике Якутия.
В течение последних месяцев вопросами строительства своего угольного терминала активно занимается компания "Мечел". Через него она намерена отгружать 20-25 млн. тонн угля, главным образом, с Эльгинского месторождения. Компания "Мечел" приобрела в 2007 году контрольные пакеты ОАО "Эльга-Уголь" и "Якутуголь" и начала строительство железной дороги от БАМа до Эльги, а вот вопрос отгрузки угля на море не решён. В Ванинском порту компании "Мечел" выделен земельный участок площадью 400 га, на котором можно осуществить строительство необходимого терминала.
Однако в реализации всех этих проектов есть две большие проблемы, от решения которых будут полностью зависеть сроки и объёмы строительства и использования терминалов. В первую очередь, это недостаточная провозная способность железнодорожного участка Комсомольск-на-Амуре-Ванино, а с выходом порта на мощность более 30 млн. тонн и самой Байкало-Амурской магистрали. Второй проблемой является недостаток энергоснабжения в Ванино – Советско-Гаванского транспортном узле.
Эти вопросы уже два года стоят в центре внимания Правительства Хабаровского края, по предложению которого 15 июня 2007 года состоялось совещание в поселке Ванино с повесткой  «Основные направления формирования и перспективы развития Ванино – Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла» на период 2007-2020 годов, которое прошло под руководством губернатора Хабаровского края В.Ишаева,  Президента РАО РЖД В.Якунина, в присутствии Президента СУЭК В.Рашевского и других руководящих заинтересованных лиц.
На совещании прозвучало сообщение энергетиков края, что в районе Советская Гавань до 2013 года будет построена ТЭЦ мощностью 120 мегаватт и проложена вторая цепь на действующей ЛЭП 220 Комсомольск-Ванино, что, в основном, будет достаточно для работы портовых мощностей. Решение о строительстве этих объектов было принято в соответствии с соглашением о развитии энергетики края, подписанного губернатором края В. Ишаевым и Президентом РАО России А. Чубайсом.
При посещении терминала СУЭК и после выступления на совещании ряда инвесторов, Президент РАО РЖД В. Якунин принял решение принять все заявки по планируемым объёмам перевозки грузов, включить их в разрабатываемую сейчас программу развития железных дорог России, чтобы к 2020 году обеспечить перевозку на порты Ванино и Советская Гавань 60 млн. тонн грузов.
Реализация этой задачи будет идти постепенно, по годам. В первую очередь, за счёт открытия новых разъездов и укладки на станциях дополнительных путей будет достигнуто увеличение провозной способности в 2011 году до 17 млн. тонн. Одновременно в 2008 году начато строительство тоннеля на Кузнецовском перевале длиной 3980 метров общей стоимостью 16 млрд. рублей, что позволит после его сдачи в эксплуатацию в 2013 году повысить пропускную способность участка до 27 млн. тонн. В дальнейшем предстоит выполнить большой объём работ на БАМе и местном участке по прокладке вторых путей, что позволит довести провозную способность железной дороги на Ванино до 60 млн. тонн и полностью обеспечить потребности грузоотправителей и портовиков.
Между тем, в связи с планируемой отправкой из порта Ванино в 2018-2020 году до 40 млн.тонн навалочных грузов, необходимо решать вопрос вывоза этих объёмов. В настоящее время балкерного флота в России нет, на фрахтовом рынке  ощущается его дефицит и надо уже сейчас рассмотреть и решить вопрос создания мощной балкерной кампании под Российским флагом, что позволит  полностью решить вопрос добычи, доставки  по железной дороге, перевалки в портах и морской перевозке на основе российских кампаний. Следует понимать, что если не будет флота под Российским флагом, весь груз из порта Ванино увезут суда под иностранными флагами.
В последние два года правительство России неоднократно заявляло, что средства государственных инвестиционных фондов, в первую очередь, будут направляться на развитие инфраструктурных проектов в портах, на железных и автомобильных дорогах. Мы надеемся, что государственные средства будут выделены на финансирование государственно-частного партнерства на энергообеспечение и увеличение провозной способности железных дорог, приобретение транспортного флота.
Уголь, железная руда и минеральные удобрения, которые предполагается отгружать через новые терминалы в порту Ванино, являются высоколиквидными  товарами, мировые цены на которые постоянно растут, что позволяет говорить о высокой доходности и длительной перспективе работы предприятий, осуществляющих их добычу и транспортное обслуживание.
На предприятиях, железной дороге и в порту будут созданы новые рабочие места, что составит основу для привлечения и закрепления людей на Дальнем Востоке.
Инвесторы портовых терминалов являются собственниками месторождений и производителями этих грузов. Они заинтересованы производить и отгружать их в максимальных объемах.
Ориентировочный доход, полученный за год российскими предприятиями от продажи 45 млн. тонн угля, железной руды и удобрений, перевозки их по железной дороге и перевалки в портах ориентировочно составит в действующих ценах около 175 млрд. рублей в год, что позволит окупить вложенные средства в установленные сроки.
Реализация перечисленных выше больших и важных задач создаст прочную основу развития экономики Якутии, Амурской области и Хабаровского края и мощного порта на Дальнем Востоке России, ещё одного надежного выхода России в океан, на международный рынок внешней торговли Азиатско-Тихоокеанского региона.
Категория: Мои статьи | Добавил: dvdorogi07 (07.07.2008)
Просмотров: 2198 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 4
4 glantotly  
0
Мне на днях нужна была юридическая консультация и я не очень долго искал юридический центр в г. Москва! После чего с трудом обнаружил на http://www.consalt-centr.ru/uslugi_fiz_licam.html - Представительство по семейным спорам
. просмотрел их сайт и заказал предлагаемую юридическую услугу. После этого юридическая консультация дала о себе узнать и я наконец таки решил все свои проблемы личностного характера. Теперь восхваляю Юридический центр Консалт.

3 Psypehusfus  
0
Интернет друзья подкинули мне ссылку: http://srub-dizain.ru/pilomaterial - пиломатериалы оптом Александров
и я был удивлён! Мне как раз нужен был толстый брус естественной влажности. Короче зашёл туда и пошёл оформлять заказ! Там реально всё профессионально сделано и сухой профилированный брус не тяжело купить. Всему этому сопутствовала трудная навигация ресурса, которую я струдом понял.Очень хорошо конечно то, что это производитель бруса – но сайт можно было по красивее сделать.

2 avaineeFlielm  
0
Прикольный ресурс в сети я нашёл! Вот в google нашёл статью http://rentrealtycrimea.com/dlitelno/page/6/ - сдам квартиры в Крыму Симферополь
и офигел. Кстати забыл поздороваться! В общем сдам квартиру в Симферополе Крым
,я узрел и осознал, что настоящая житуха только начинает свой путь – раз есть такие комнаты. Поэтому всем ходатайствую ссылку http://rentrealtycrimea.com с Симферопольской недвижимостью.

1 TeseTypearish  
0
Случайно нашёл не обычное предложение и забыл что делал в нете! Вот в таком виде его я нашёл: сдаю 6-ти комн квартиру в жк http://odessarealt.com/tags/%D7%F3%E4%EE+%E3%EE%F0%EE%E4/ - чудо город
Одесса Украина. Рядом: клуб Джази бази, кирпичный пляж, крутые пентхаусы и чебуречная. Недвижимость со стильным дизайном, классической мебелью и недорогой бытовой техникой.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика