Рубрика: В ОБЪЕКТИВЕ
РЕГИОН / Приморский край
Наведение
мостов
Какие
вопросы предстоит решать
при
подготовке объектов саммита АТЭС-2012
Михаил
Кириленко
Строительство.
Владивосток
Компании,
которые займутся сооружением моста
через бухту Золотой Рог, определятся в
июне. В начале июля можно будет приступить
к строительным и монтажным работам.
«Добро»
визитной карточке
Начать
работы по возведению наиболее затратных
объектов будущего саммита стран АТЭС-2012
во Владивостоке позволило полученное
в конце апреля положительное заключение
Главгосэкспертизы и объявленный конкурс
на строительство первого моста - через
бухту Золотой Рог. Победитель определится
уже в конце июня, а в начале июля можно
будет приступить к сооружению объекта.
Возведение
моста предусмотрено федеральной целевой
программой «Развитие города
Владивостока как центра международного
сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском
регионе». Мост через Золотой Рог
будет уникальным - таких в стране еще
не строили. «Он станет настоящей
визитной карточкой Владивостока»,
- заявил губернатор Приморского края
Сергей Дарькин.
Эксперты
также подчеркивают значение объекта
для города. Благодаря ему улучшится
состояние транспортной инфраструктуры
Владивостока, будут созданы равные
условия проживания во всех районах,
исчезнут автомобильные «пробки»,
качественно изменится экологическая
обстановка.
Ау-у,
строитель!
Между
тем уже сейчас специалисты отрасли бьют
тревогу: в краевом центре не хватает
рабочих рук для возведения объектов
саммита АТЭС. По их мнению, потребуется
не менее 120 тысяч человек. Сегодня же
во всей строительной отрасли Приморья
задействовано не более 35-40 тысяч.
Сделать
оценку потребности в рабочих руках
несложно. В прошлом году весь строительный
комплекс Приморского края выполнил
строительно-монтажных работ на 23,5
миллиарда рублей. Это четвертое место
в округе, после Сахалина (70,7), Якутии
(37,5) и Хабаровского края (31,2 миллиарда
рублей). При этом численность населения
в Приморье - выше, чем где-либо на Дальнем
Востоке, так что соседям по округу явно
не придется оголять свои строительные
фронты для помощи приморчанам.
А
помощь потребуется. Поскольку по объектам
саммита предстоит освоить 140 миллиардов
рублей, из которых 100 - из федерального
бюджета. Львиная доля из них должна
пойти на возведение мостов через бухту
Золотой Рог и на остров Русский, где
предстоит построить гостиницы и другие
объекты саммита. Предстоит также
модернизировать, а по сути, создать
заново дорожную сеть приморской столицы
и близлежащих городов. Судьба этих денег
не может не беспокоить, ибо за оставшееся
до саммита время - а это четыре года
плотной работы - приморскому строительному
комплексу предстоит дополнительно
осваивать 25-35 миллиардов рублей ежегодно,
фактически более чем вдвое увеличив
выработку. Каким же образом это может
быть сделано?
Понятно,
что никто из нынешних застройщиков не
планирует приостанавливать работу, как
и подготовку к следующим объектам
жилищного строительства. Заданий по
вводу жилья в крае никто не отменял. К
тому же, существует достаточно объемный
перечень других объектов, которые в
ближайшие пять лет необходимо построить
в рамках различных федеральных и
территориальных программ. Эксперты
говорят о том, что только для этих
«несаммитовских» строек необходимо
изыскать свыше 40 тысяч рабочих, что
кратно увеличит число занятых в отрасли.
Причем, даже при ставке на «механический»
труд гастарбайтеров, без высококвалифицированных
местных инженеров не обойтись как в
самой отрасли, так и в надзорных органах.
Численность
незанятых граждан на Дальнем Востоке
к началу активного строительного сезона
составляла немногим более 126 тысяч,
причем на 116,8 тысячи безработных
приходилось 56,2 тысячи заявок от
работодателей. В самом Приморье - это
37, 34,1 и 26,7 тысячи человек соответственно.
Причем число безработных с начала года
к весне сократилось с 42 до 34 тысяч
человек. Неудивительно - развивающаяся
экономика и социальная сфера требуют
дополнительные кадры.
Мобилизационно-кадровый
резерв отрасли хорошо известен. Тех,
кто легок на подъем и хоть сейчас мог
бы трудиться на стройке, в крае около
800 человек. Это люди с высокой квалификацией
и опытом. Информацию о них не так давно
собрал Союз приморских строителей,
когда решался вопрос о сооружении двух
платформ для сахалинских шельфовых
проектов. Однако материальные запросы
приморцев оказались выше готовности
заказчиков их удовлетворить. В итоге
платформы строили иностранцы.
Так
или иначе, элемент организационной
нестыковки, без сомнения, присутствует:
ни в городской, ни в краевой центр
занятости заказ на формирование кадров
для работы на объектах саммита ни от
государственных структур, ни от корпораций
не поступал. По мнению сотрудников этих
центров, набирать и обучать своих будущих
работников должны компании, которые
выиграют подряды на торгах и аукционах.
Вопрос кто, кого и как будет учить за
тот короткий промежуток времени, что
пройдет со дня объявления победителя
конкурса до нормативного срока начала
работ пока остается открытым.
Проблемы
По
мнению Людмилы Давыденко, руководителя
союза приморских строителей «Властра»,
занятые в отрасли подрядные организации
могут вообще остаться в стороне от
объектов саммита. Ведь за подряд на
сооружение моста на остров Русский уже
сейчас борются омская и тайваньская
компании. Нет сомнения, что к началу
строительства гостиниц, дорог,
благоустройства территории и в условиях
жестко ограниченного времени исполнения,
в провинциях КНР и КНДР найдется
достаточно желающих за очень небольшие
деньги решить российские проблемы.
Япония же и Республика Корея уже выразили
готовность предоставить квалифицированных
рабочих и инженерно-технический персонал.
Еще
одна проблема состоит в том, что «рабочих»
гостиниц для размещения людей сегодня
их во Владивостоке нет. Известно замечание
заместителя председателя правительства
соседнего Хабаровского края Александра
Левинталя по поводу размещения
гастарбайтеров: «Был бы я бизнесменом
- построил бы легкие общежития и сдавал
бы их внаем!». Такие здания - ангарного
типа, из сэндвич-панелей, на незаглубленном
фундаменте - хабаровчане могут построить
быстро и в достаточном количестве,
однако площадок под их строительство
в городе практически нет.
Напрашивается
вариант - поселить всех гастарбайтеров
во времянки на острове Русский, но... Не
все объекты будут расположены на острове,
многие запланированы на материковой
части города, так что и в этом случае
проблема полностью не решится. К тому
же «островной» вариант имеет
определенные сложности: организация
быта «островитян», лишение
владивостокцев излюбленного места
отдыха на длительный период, вопросы
экологии...
Времени
на решение всех этих проблем практически
не остается - за «отмашкой» на
строительство моста через бухту Золотой
Рог последуют разрешения на возведение
остальных «саммитовских» объектов.
Справка
Правительство
РФ приняло решение о создании «Дирекции
по строительству объектов дорожного
хозяйства Владивостока как центра
международного сотрудничества в
Азиатско-Тихоокеанском регионе
Федерального дорожного агентства».
Подчиняться новая структура в статусе
федерального государственного учреждения
(ФГУ) будет Росавтодору. Штатная
численность в 2008 году - 50 человек, в
2009-м - 130.
|