Рубрика:
ТЕМА НОМЕРА / Технологии дорожного
строительства
ФГУП
"Росдорнии" Дальневосточный филиал
Темп
нужно держать!
Именно
с этих слов начался наш разговор с
директором Дальневосточного филиала
ФГУП "Российский дорожный
научно-исследовательский институт"
Геннадием Иваниченко.
О
том, что такое темп для дорожника, и как
его нужно держать Геннадий Иванович
впервые узнал более тридцати лет назад
на Сахалине, где прошел путь от молодого
специалиста до главного инженера ДРСУ.
Его помнят там и сейчас, несмотря на то,
что последние несколько лет он трудится
на Хабаровской земле. В научно-производственный
центр государственного предприятия
Росдорнии,
именно так в 1996 году именовался филиал,
он пришел на должность заместителя
директора. Затем окунулся в работу
Межрегиональной дирекции по дорожному
строительству на Дальнем Востоке,
крупнейшего в регионе заказчика, но
спустя годы снова вернулся в институт,
на этот раз уже в качестве директора.
Все
меньше времени Геннадий Иванович отводит
себе на кабинетную работу - такова
специфика нынешней должности. Большую
часть времени проводит в командировках.
Строительный сезон в самом разгаре, и
хочется закрепить прошлогодний успех
филиала. В 2007-ом объем
работ был выполнен на сумму, более чем
в два раза превышающую показатели
2006-го. По проектно-изыскательским работам
подопечные Иваниченко перекрыли прежние
цифры в 2,5 раза, по лабораторным
исследованиям - почти втрое. При этом
зарплата сотрудников возросла на 186 %.
По предположению директора, в 2008 году
Дальневосточный филиал подойдет к
отметке выполнения работ, превышающей
показатели 2007 года в 2 раза.
Проектирование,
ремонт, диагностика автомобильных дорог
и мостов - лишь часть деятельности
филиала. Более важной для его сотрудников
становится научно-техническая сфера.
Развитие инновационного направления
в дорожном хозяйстве, включая разработку
и практическое внедрение в производство
новых дорожных технологий, материалов,
оборудования придает работе тот самый
темп, о котором упомянул Геннадий
Иваниченко. Не забывают ученые и о другом
аспекте строительства - анализе и
разработке мер по снижению экологической
нагрузки на окружающую природную среду.
-
Росдорнии
работает на коммерческой основе. Все
деньги, которые зарабатываем, мы
инвестируем в собственное развитие, -
продолжает директор. - Для приобретения
крупного оборудования используем
кредиты. В нынешнем году, согласно
заданию, которое предстоит выполнить,
мы решили вложить порядка 6-7 млн. рублей
в приобретение современного оборудования.
У меня на руках целый список, уже
утвержденный в Москве, но деньги эти
заработаны коллективом филиала. Радует,
что для выполнения намеченных планов
мы будем укомплектованы всем необходимым
процентов на восемьдесят. Думаю, что в
следующем году мы полностью завершим
оснащение современным оборудованием,
в том числе экипируем нашу хабаровскую
стационарную лабораторию, давно морально
устаревшую.
С
приходом в филиал нового руководителя
подход к решению научных вопросов
принципиально изменился. Приветствовались
решения смелые и неординарные. Первое
серьезное обсуждение системы организации
научной работы в этих стенах состоялось
около сорока лет назад. Участвовала в
нем и молоденькая девушка с редким
именем Ангелина. Сегодня заместитель
начальника отдела исследования и
диагностики автомобильных дорог Ангелина
Наумовна Гранкина с особой теплотой
вспоминает фильм «Люди на мосту».
Блистательная картина режиссера
Александра Зархи стала причиной ее
поступления на автодорожный факультет
Хабаровского политехнического института,
и помогла пронести через годы верность
избранному делу и родному предприятию.
Так проявилась сила искусства, не иначе.
-
Мы проводили диагностику автомобильной
дороги Якутск-Магадан, много лет работали
там на изысканиях, - рассказывает Ангелина
Наумовна. - С внедрением методики
коэффициента безопасности ездили по
Приморскому краю, Амурской области и
даже по Сибири. Я была ответственным
исполнителем, ездила на координационные
совещания в Москву, Тулу, Тбилиси, Омск,
Саратов. Нас объединяла молодость, и,
конечно, та самая романтика. Мы были в
курсе всех мировых разработок, изучали
патентоведение. Но и нынешняя молодежь
Росдорнии
добросовестна и эрудированна. Ребята
предпочитают работать по профессии. За
последние полтора года к нам пришло не
менее двадцати человек с дорожным
образованием.
Сегодня
дорожники изучают конъюнктуру рынка и
общественное мнение. Время все настойчивее
требует научного сопровождения объектов
и, в первую очередь, объекта №1 России
- федеральной
автомобильной дороги "Амур"
Чита-Хабаровск. Вопрос сопровождения
поднимался специалистами еще в прошлом
году на научно-практической конференции
в Тихоокеанском государственном
университете. Тесное сотрудничество
продолжается и с Дальневосточным
государственным университетом путей
сообщения. Благодаря научному и деловому
партнерству с вузами,
институт активно развивается и, выполняя
работу в самые сжатые сроки, сохраняет
ее высокое качество.
-
Сейчас на утверждении в Министерстве
транспорта России находится концепция
создания в федеральных округах опытных
участков для испытания новых технологий,
- замечает Геннадий Иванович. Он убежден,
что не подрядчик должен на свой страх
и риск испытывать материалы и технологии,
а специальные организации на своих, для
этого предназначенных полигонах, и,
затем, испытанное и готовое, выдавать
подрядчикам. В каждом районе Дальнего
Востока свой климат, свои условия,
поэтому необходимо подобрать для
каждого свои материалы, технологии.
Уникальных, разработанных дальневосточными
учеными технологий много, а с их внедрением
пока возникают проблемы. Тем не менее,
в Росдорнии
планируется в самое ближайшее время в
проектах на ремонты предусматривать
средства и на внедрение. Отрадно, что
почти
в каждом проекте по ремонту и реконструкции,
выходящем сегодня, есть научная часть,
но вопрос практического применения в
настоящее время остается открытым.
Остается
добавить, что на Западе нашей страны
строители активнее вливаются в научные
процессы, приносящие
прибыль. К сожалению, все чаще в конкурсных
торгах на выполнение подрядных работ
в ДФО принимают участие московские
фирмы. Рынок диктует свои условия.
В
2008 году филиал ФГУП «Российский
дорожный научно-исследовательский
институт» примет участие в тендере
по техническому надзору в Еврейской
автономной области, объявленном
ФГУ «Межрегиональная
дирекция по дорожному строительству в
Дальневосточном регионе России».
Курсы обучения по техническому надзору
специалистами филиала уже пройдены.
Сегодня в Росдорнии
устанавливается специальное оборудование
по диагностике, способное точно отражать
прочностные характеристики дороги. Оно
будет размещено в передвижных лабораториях
на базе автомобиля УАЗ. На Колыме для
выполнения таких работ будут использовать
вахтовку "Камаз". Для определения
ровности по европейским стандартам, в
качестве базовой машины специалисты
пока рекомендуют "Жигули". В 2007
году с этой целью пробовали использовать
прицепные агрегаты, но, проанализировав
работу, пришли к заключению, что
диагностические лаборатории необходимы
и на базе легковых авто. Увы, но и
асфальтированные дороги у нас далеки
от совершенства.
Филиал
ФГУП "Росдорнии" постепенно и
целенаправленно расширяют зону
сотрудничества. До некоторых пор, в
основном, это были представители северной
территории, сегодня - это представители
Сахалинской
области, Приморского
края. В минувшем году мостовиками филиала
была проведена диагностика крупнейшего
на Дальнем Востоке искусственного
сооружения - Амурского моста. Работу
контролировал и принимал Росавтодор.
Начальник отдела искусственных сооружений
Сергей Семенов, потомственный строитель,
заметил, что московское руководство
теперь уже смотрит на институт как на
свое действительно полноценное и
самодостаточное структурное подразделение.
И это не удивительно. Только по отделу
искусственных сооружений заключено
договоров на 12 млн. рублей, что почти
втрое превышает цифру второго полугодия
2007 года. Коллектив в отделе молодой,
средний возраст 25 лет. Сергею Борисовичу
с успехом удается направлять их кипучую
энергию в нужное русло - поехать на мост,
сфотографировать, зарисовать, испытать.
Он уверен, когда есть команда - это уже
удача. Только команда способна внести
дух творчества даже в типовой проект.
-
Мы проводим исследования, и делаем свои
заключения, - уточняет, продолжая беседу
Геннадий Иваниченко. И они обжалованию
не подлежат. Мы должны проверить, но,
главное, должны порекомендовать и
помочь, как лучше сделать, а не просто
констатировать факт нарушения. Например,
проверку по безопасности дорожного
движения делают наши диагносты - отдел
ремонта автомобильных дорог и БДД, и
затем все данные заносят в базу данных
Росавтодора.
Их обрабатывают и выносят по результатам
проверки те или иные замечания. А
фактическую
суть организации движения проверяют
уже органы ГИБДД. Вопрос безопасности
движения сегодня актуален. В стране
остро ощущается недостаток в количестве
и качестве разработанных дислокаций
дорожных знаков. Каждая из них проходит
утверждение в департаменте дорожного
движения в Москве. Хорошо разработанных
дислокаций очень мало, а начинается все
именно с этого.
Головное
учреждение Росдорнии
принимает участие в разработке
Президентской программы "Дороги
России", Федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного
движения в России". Кому как не его
региональным специалистам создавать
проекты безопасности дорожного движения
уже на местах, осуществлять их научное
и технико-экономическое обеспечение.
-
Мы развиваемся и, конечно
же, ощущаем дефицит кадров, особенно
ГИПов, - называет еще одну актуальную
проблему начальник
отдела РАД и БДД, выпускник технического
университета 1999 года, Александр Казак.
- К сожалению, ощущаем дефицит кадров,
особенно ГИПов. Работа сложная, и не
каждый профессионально готов ее
выполнять. Мы работаем и в Забайкалье,
и в зоне Крайнего Севера. Выполненные
проекты нужно отслеживать. Если есть
недоработки - поставить в известность
заказчика. Сверить, идет ли реализация
проекта в соответствии со СНИПами,
ГОСТами и проектной документацией.
Впереди
у Дальневосточного филиала ФГУП
"Российский дорожный научно-исследовательский
институт" федеральный объект №1,
который потребует гораздо большей
отдачи. Сжатые сроки и
необходимое высокое качество работ
заставляют дорожников и мостовиков
тщательно анализировать, сравнивать,
сопоставлять. Для филиала - это новое
пространство для профессиональной
деятельности и творчества. Тем более,
что структура по научно-исследовательской
работе в филиале создана. Ее утвердили.
Пришла пора сделать следующий шаг…
Виталий
Смоляков |