4/2008. ОГУ "Управление автомобильных дорог. На острове нормальная погода...
Рубрика: В ОБЪЕКТИВЕ РЕГИОН / Сахалинская область
ОГУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области"
На острове нормальная погода...
Строительство дорог на Сахалине, специфическом дальневосточном регионе, связано с определенными трудностями — оторванностью от материка и строительством в условиях замкнутого пространства. На автомобильные дороги и морские порты острова ложатся основные транспортные нагрузки, в отличие от «большой земли», где эту нагрузку разделяет железная дорога.
С начала нового века, когда в связи с увеличением количества нефте- и газодобывающих компаний и возросшими грузоперевозками возникла острая необходимость ускорения темпов дорожного строительства и ремонта сахалинской дорожной сети, дорожному строительству стало уделяться особое внимание. Об островных особенностях дорожного строительства нам рассказывает начальник ОГУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" Алексей Волончук.
Сегодня усилия ОГУ "Управление Сахалинавтодор" и основных подрядных организаций - ЗАО "Востокдорстрой", ООО "Перевал", "СУ-4", ЗАО "Труд Сахалин", ГУДП "Экспромт", мостостроительных организаций, ГУПов в муниципальных образованиях, направлены на строительство, содержание и ремонт тех дорожных объектов, которые имеют стратегическое значение для развития острова. В первую очередь, это строительство межмуниципальной сахалинской дороги Южно-Сахалинск - Оха, протяженность которой составляет 859 км. Дорога проходит через все населенные пункты острова, расположенные с севера на юг по восточному побережью, и в ближайшие 8-10 лет предстоит выполнить ее реконструкцию с устройством асфальтобетонного покрытия. Задача, стоящая перед подрядными организациями, достаточно объемна. Реконструкция автодороги Южно-Сахалинск – Оха ведется в рамках реализации Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года". На предусмотренные Программой финансовые средства реконструкция автодороги будет завершена до г. Поронайска. Реконструкцию следующего участка от Поронайска до Охи планируется включить в проект Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)". Соответствующие предложения направлены администрацией области разработчику. Мероприятиями ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" предусмотрена реконструкция автодороги Огоньки – Невельск, соединяющей областной центр с Невельским морским портом. Стратегическое значение имеет дорога Невельск – Томари - аэропорт Шахтерск на западном побережье острова. Эта дорога должна обеспечить бесперебойные поставки угля из Углегорского района для ТЭЦ острова. В первую очередь, будет восстановлено разрушенное сверхтяжелым автотранспортом асфальтобетонное покрытие дороги в Углегорском районе и отремонтированы или перестроены все аварийные и находящиеся в неудовлетворительном состоянии мосты. Решается проблема соединения сельских населенных пунктов дорогами с твердым покрытием. Начиная с 2009 года, планируется ежегодно соединять не менее одного сельского населенного пункта. На Курильских островах в рамках реализации Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" ведутся работы по строительству дорог, соединяющих центры муниципальных образований и другие населенные пункты с аэропортами и морскими портами. На острове сейчас полным ходом идет освоение шельфа. Иностранные компании, которые работают на нефтегазовых проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2", заинтересованы в том, чтобы дороги были проезжими. За счет инвестиций на самых неблагоприятных участках автодороги выполнен ремонт и, что особенно важно, перестроено и отремонтировано 55 мостов, заасфальтированы все транзитные улицы населенных пунктов автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха. Предполагается дальнейшее сотрудничество администрации области и иностранных компаний по финансированию дорожных работ. В целях эффективного использования финансовых средств, Управлением автомобильных дорог все подряды на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных искусственных сооружений размещаются исключительно на конкурсной основе. Используются современные технологии. Активно применяются современные синтетические материалы – геосетки, георешетки, позволяющие уменьшить расход дорогостоящих местных материалов. В рамках шельфовых проектов удачно прижилось еще одно новшество – вместо традиционного моста или путепровода устанавливаются гофрированные металлические трубы большого диаметра. Принимаются эффективные меры по соблюдению нормативных требований к технологиям выполнения дорожных работ и качеству применяемых дорожно-строительных материалов. Главной проблемой дорожного хозяйства области является отсутствие финансирования в объемах, необходимых для скорейшего приведения дорог области в состояние, отвечающее нормативным требованиям. При достаточном финансировании дорожники области могли бы построить сотни километров дорог с асфальтобетонным покрытием – для этого есть все возможности.
Точка зрения
Павел Потырлыу заместитель начальника ОГУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» Идея вполне реальна
Одной из основных задач, поставленных перед дорожниками губернатором области, является реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск - Оха - главной магистрали области, проходящей через весь остров с юга на север и обеспечивающей транспортные связи девяти из шестнадцати районов области с областным центром. В настоящее время реконструкция этой автомобильной дороги с устройством с асфальтобетонного покрытия выполнена с юга - 138 км, с севера от г. Макарова – 212 км до 207 км, а также на участке 169 – 182 км. В ближайших планах – «дойти» к 2010 году до г. Макарова. Идея воплощения реконструкции дороги в жизнь вполне реальна - на текущий момент уже разработана документация, после проведения аукциона определены подрядные организации: ЗАО "Востокдорстрой", ООО СП "СУ-4" и "Ферг Юсон Симек Кларк". Работы идут полным ходом: на оставшихся 56 км дороги до г. Макарова ведется реконструкция на шести участках общей протяженностью 46 км. В 2008 году планируется устройство асфальтобетонного покрытия на 25 км автодороги. Необходимо отметить, что на достаточно большом отрезке дорога проходит в стесненных условиях: с одной стороны - железная дорога, с другой - близость моря. Для защиты земляного полотна автомобильной дороги от забрызга и волновых воздействий требуется дополнительное устройство берегозащитных сооружений. У сахалинских дорожников опыт работы по защите дорог от воздействий моря есть. В 2006 году в рамках реализации проекта "Сахалин-2" (Инвестор - Сахалин Энерджи Инвестмент Компании, Лимитед) силами генподрядных организаций ООО СП "СУ-4" и "Ферг Юсон Симек Кларк" был построен и введен в эксплуатацию один из самых сложных участков на перегоне 172–182 км. Берегоукрепительные работы были выполнены в соответствии с проектной документацией, разработанной ОАО «ИркутскГИПРОДОРНИИ». Сама конструкция с заданными проектом параметрами, устроенная по принципу "обратного фильтра" с применением матрасов Рено, геотекстильного материала и сортированного камня весом до 500 кг, позволяла исключить вынос материала крепления и грунта основания и обеспечивала условия прочности и устойчивости к воздействию шторма. Качеством и сроками реконструкции участка дороги инвестор и заказчик – ОГУ "Управление Сахалинавтодор" – остались довольны. Помимо реконструкции основной магистрали острова – автодороги Южно-Сахалинск - Оха, продолжается реконструкция автодороги Огоньки – Невельск, ведутся дорожные работы на Курильских островах, выполняется капитальный ремонт на не менее значимой для экономики области автодороги на западном побережье острова Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск, ведется строительство новых и ремонт существующих мостов и малых искусственных сооружений. Вообще дел на наш век хватит. А потенциала у нас достаточно, чтобы выполнить поставленные задачи.
Сергей Данилочкин заместитель начальника ОГУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» Анализ - основа планирования К собственности Сахалинской области относится 1501 км автомобильных дорог, которые находятся в оперативном управлении ОГУ "Управление Сахалинавтодор". В настоящее время 390 километров из них имеют асфальтобетонное покрытие, 316 км - щебеночное покрытие, а остальные 795 км дорог - это грунтовые, не соответствующие даже V технической категории дороги. С началом реализации шельфовых программ интенсивность движения автотранспортных средств локально увеличилась в 9 раз. Причем доля тяжеловесного транспорта, задействованного в автоперевозках грузов, составила 55 процентов. Фактически осевые нагрузки вместо допустимых 10 тонн на ось для построенных дорог, доходят до 16,5 тонн. Что говорить о дорогах, которые имеют несущую способность 3-6 тонн на ось? Следовательно, для пропуска существующих нагрузок требуется строительство новых дорог. Но это, к сожалению, в достаточно далекой перспективе, а сегодня дорожникам для обеспечения движения автотранспорта приходится принимать все необходимые меры только в пределах выделяемых бюджетных средств. Росавтодор и Росдорконтроль по достоинству оценили работу дорожных строителей. Но любой объект, с каким бы наилучшим качеством он не был построен, в процессе эксплуатации требует содержания, а через определенный период времени и ремонта. Для обеспечения нормативного транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального значения необходимо проведение ремонтных работ в соответствии с их "жизненным циклом" - 30 лет. В течение этого срока должны осуществиться два капитальных ремонта через 10-12 лет и два ремонта с периодичностью 4-6 лет (межремонтные сроки), то есть ежегодно необходимо проводить капитальный ремонт и ремонт автодорог протяженностью 414 км. Это в 13,5 раза больше, чем выполняется сегодня по факту. Стоимость необходимых ремонтных работ в ценах 2008 года в соответствии с межремонтными сроками составляет свыше 3 млрд. рублей. В результате в течение целого ряда лет накапливалось отставание в выполнении ремонтных работ и, следовательно, возрастала дополнительная потребность в капитальном ремонте. Сложившаяся неблагоприятная ситуация имеет тенденцию к нарастанию, поскольку "недоремонт" автомобильных дорог в условиях бурного роста интенсивности транспортных потоков и увеличения массы транспортных средств приводит к ускорению износа автомобильных дорог, необратимому процессу разрушения дорожных конструкций и, в итоге, к потере действующей сети автомобильных дорог. Последующий ремонт и восстановление автомобильных дорог обходятся в 2,5-3 раза дороже, чем затраты на ремонт при своевременном его проведении. Решение проблемы приведения сети автомобильных дорог регионального значения в нормативное состояние возможно за счет перехода к бюджетному планированию дорожно-эксплуатационных работ. Оно должно вестись на основе стабильных утвержденных нормативов денежных затрат на ремонт и содержание автодорог. В условиях же крайне ограниченного финансирования дорожного хозяйства планирование работ осуществляется по принципу обеспечения минимально необходимых требований безопасности дорожного движения и сохранности региональных дорог. В настоящее время государственные дорожные предприятия находятся не в лучшем положении. Средний возраст работников предприятий 46 лет. Рентабельность предприятий при исполнении государственного заказа с минимальным лимитом финансирования и отсутствием дополнительных сторонних объемов работ является, в лучшем случае, нулевой. Имеющейся парк дорожной техники морально и физически устарел, износ ее составляет от 70 процентов. Государственные предприятия не имеют в достаточном количестве оборотных средств, позволяющих обновлять основные фонды. Компенсация заработной платы в расходной части выполненных работ по государственному заказу в среднем по предприятиям покрывается лишь на 16-20 работников. Средняя же численность на предприятиях, связанных со спецификой работы дорожной отрасли, составляет порядка 60-90 человек. В конечном итоге государственные дорожные предприятия оказываются неконкурентоспособными при существующих рыночных отношениях. В ситуации, когда идет сворачивание шельфовых проектов, на рынок содержания и ремонта дорог уже начинают выходить частные компании. Велика вероятность, что, выиграв торги на выполнение данных работ, частная структура, отработав сезон и найдя более объемную и дорогостоящую работу, уйдет с этого рынка. Область же за это время потеряет квалифицированные кадры дорожников и имущество, закрепленное на правах хозяйственного ведения за государственными дорожными предприятиями. Для сохранения трудовых ресурсов необходимы финансовая поддержка области в части долевой компенсации затрат на содержание производственных баз и приобретение техники или увеличение объемов работ, а следовательно, финансирования в рамках необходимых нормативных требований. Если же формулировать основную задачу, стоящую перед Управлением, думаю, она должна звучать так: увеличение протяженности автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям; повышение надежности и безопасности движения по дорогам; обеспечение их круглогодичного функционирования. Для этого необходимо тесное взаимодействие с областными органами власти в разработке и принятии нормативно-правовых актов, планов перспективного развития дорожной инфраструктуры, выделение достаточного финансирования для их реализации. Со стороны Управления – это организация выполнения всех видов дорожных работ с надлежащим качеством и в установленные сроки, внедрение новых, передовых технологий при строительстве, ремонте и содержании автодорог.