5/2008. ООО «Строительная компания Мостоотряд–54». Опыт мостостроения.
Рубрика: ТЕМА НОМЕРА / Искусственные сооружения
ООО «Строительная компания Мостоотряд–54» – одна из ведущих мостостроительных организаций по строительству искусственных сооружений Республики Саха (Якутия) и Амурской области – был образован в июне 1975 года приказом Министерства транспортного строительства СССР, как структурное подразделение треста «Мостострой-10». На протяжении многих лет мостоотряд успешно решал задачи, связанные со скоростным строительством мостов на Байкало-Амурской магистрали.
Опыт мостостроения
Основные виды деятельности компании - бурение скважин большого диаметра (0,6 – 3,0 метра) для столбчатых фундаментов опор мостов, сооружение мостов полной заводской готовности взамен типовых. В период с 1975-го по 1984 год были построены столбчатые фундаменты мостов центрального участка железной дороги БАМа, линии Тында – Беркакит – Угольная. Были внедрены в массовое производство сборные насадки опор, построено девять распорных мостов, эстакада на гибких опорах в Нерюнгри, отработана и широко применена технология бурения скважин диаметром 1 метр станками БС и «КаТО-ПФ-1200» и бурения скважин с погружением свай-оболочек диаметром до трех метров – комплектом турбинного бурения. Используя накопленный опыт, подразделения «Мостоотряда-54» в 1984-2007 годах построили 49 мостов на автодороге Куйга - Депутатский в Заполярье, причальную шпунтовую стенку протяженностью 440 метров Якутского речного порта, слип Жатайского судоремонтного завода (г. Якутск), 67 мостов автодороги Чита - Хабаровск, в том числе фундаменты опор участков железнодорожной дороги Беркакит - Томмот - Якутск, Улак – Эльга. В настоящее время исполняются контракты по содержанию мостов и труб автомобильной дороги Чита – Хабаровск от станции Ерофей Павлович до г. Шимановск, строительству мостов на трассе М-56 Большой Невер - Якутск, возведению искусственных сооружений на разъездах БАМа. При этом широко применяются новые технологии, конструкции и материалы, современное оборудование и механизмы для строительства мостов и других искусственных сооружений. Иван Васильевич Ерёменко, главный инженер «СК Мостоотряд-54», уверен, что главные требования к современным конструкциям заключены в обеспечении эксплуатационной надежности и простоте содержания. Это касается, в первую очередь, малых искусственных сооружений (мосты до 100 метров, трубы), ведь количество их на автомобильных и железных дорогах от общего количества искусственных сооружений составляет порядка 95%. Решения поставленной задачи можно достигнуть с помощью возведения так называемых засыпных мостов. Это сооружения в теле насыпи в виде арок не замкнутого сечения. При таком решении верхнее строение пути (на автодорогах – дорожная одежда) и грунтовое полотно над искусственным сооружением способствует плавности движения подвижного состава, а, соответственно, и большему комфорту пассажиров. Такое решение применяется и при строительстве водопропускных труб. Но зачастую типовые конструкции труб, применяемые сегодня в дорожном строительстве, могут изменить сложившиеся естественные условия водотока и спровоцировать наледь, а строительными нормами запрещается проектирование и строительство труб на водотоках с наледеобразованием в зимний период. При строительстве типовых конструкций мостов предусмотрены мероприятия по повышению плавности перехода от земляного полотна к мосту, но, к сожалению, они зачастую усложняют саму конструкцию и нередко оказываются недостаточными при эксплуатации, особенно при высоких скоростях движения. Практика последних лет показывает, что при строительстве засыпных водопропускных сооружений лучше всего себя показывают арочные конструкции незамкнутого сечения. Наземная их часть представляет собой подобие сборной трубы с достаточно большим отверстием, опирающего ее на два раздельных фундамента. Русло водотока при этом не перегораживается конструкциями и оформляется, как у мостов (профилируется и при необходимости укрепляется). Очертания и конструкция надземной части таких сооружений могут быть различными – от криволинейного свода до плоской плиты, с распорками между устоями или без. Различаются между собой и фундаменты в зависимости от мерзлотно-грунтовых условий и конструкции насыпи . При строительстве мостов используются новые технологии, например, совмещение железобетонных конструкций с габионами позволяет не только сократить расход железобетона, но и продлить срок и простоту эксплуатации сооружения. Отличительной чертой этого метода сооружения моста является грунтовая засыпка необходимой толщины и свободное, не перегороженное конструкциями, русло. Так, на автодорогах БАМа и юга Якутии построен целый ряд однопролетных засыпных арочных мостов незамкнутого сечения пролетом 6 и 9 метров, разработаны проекты однопролетных мостов пролетом 20 метров. На железных дорогах в этих же районах построены аналогичные сооружения пролетом 6 метров, разработаны проекты с пролетов 12 метров. Так как, типовых проектов, разработанных для засыпных сооружений в зоне мерзлоты нет, проектирование таких сооружений проводится индивидуально для каждого конкретного случая и строительство их в настоящее время осуществляется в опытном порядке.