Автомобильная дорога, как любое инженерное сооружение‚ рассчитана на определенный срок службы. Наиболее незащищенную ее часть - асфальтобетонное покрытие, разрушают транспорт и жара, дожди и мороз. В результате возникают хорошо известные дорожникам и автомобилистам трещины‚ выбоины и ямы. Для тех, кто находится за рулём, это настоящая беда. Хорошо бы, конечно, полностью заменить этот участок дороги, но строить новую дорогу – дорого и долго. На помощь приходит так называемый ямочный ремонт. Подобное «лечение» проводится различными методами‚ средствами и материалами, от чего и зависит срок службы «новой дороги».
Именно это направление деятельности выбрало для себя ООО «Ремсдор». Его директор Николай Николаевич Шадринов знает о дороге все. Закончив Омский автодорожный институт, он вернулся в родную Якутию, три года работал на крупнейшем в республике предприятии «Якутавтодор», а затем по комсомольской путевке пришел в отдел дорожного надзора ГАИ. В его послужном списке работа в столичной администрации и Департаменте дорожной службы министерства транспорта, связи и информатизации РС(Я), а три года назад он создал свое предприятие «Ремсдор». Его коллектив начинал с того же, что и все - заливал трещины и выбоины раскаленным асфальтом. Наблюдая, как дорожники под палящим солнцем укладывают пышущую жаром асфальтобетонную смесь, руководитель невольно задумался, как облегчить их тяжелый труд и, одновременно, улучшить качество, увеличить срок службы ремонтируемой дороги. На помощь пришли новые технологии. Сегодня «Ремсдор» - единственное в республике предприятие, которое применяет битумную эмульсию для защиты дорог. Это передовая методика не только для Якутии, но и в целом для России. В западных районах страны битумную эмульсию используют всего около 60 процентов предприятий. Николаю Шадринову удалось решить одну из основных задач, а именно, убедить Управление эксплуатации автомобильных дорог в том, что ямочный ремонт нужно проводить с применением новых технологий. Для этого предприятие приобрело машину для ямочного ремонта. Однако доставка готовой битумной эмульсии, на которой она работает, обошлась в два раза дороже стоимости самой эмульсии. Поэтому следующая задача по приобретению установки по ее производству также была решена. Она была изготовлена в Перми с учетом требований компании. Результат превзошел все ожидания. Компактная установка, которая может поместиться в обычном пятитонном контейнере, очень мобильна. Для производства готового материала необходимы только электричество, битум и вода, с чем легко справляется один рабочий. Производительность - десять кубов в смену. Если возникает потребность, выпуск эмульсии можно увеличить в четыре-пять раз. - Преимущества материала неоспоримы, - рассказывает Николай Шадринов. – Битумная эмульсия обладает большим прилипанием, чем чистый битум. Она более экологична и экономически выгодна. Так как в состав ее входит вода, то в меньшей степени мы зависим от погодных условий, так что, в отличие от других дорожников, можем спокойно работать даже в дождливое лето. Специальной машиной для ямочного ремонта сначала проводится обработка выбоины: выдувается пыль, затем увлажняется, после чего заполняется битумной эмульсией. Благодаря применению такой технологии «заплатки» держатся значительно дольше обычных, что выгодно всем. Назвал Николай Николаевич и еще одно положительное качество нового способа ремонта – это повышенный уровень безопасности. Если у битума рабочая температура – 160-180 градусов, и требуются большие затраты для ее поддержания, у битумной эмульсии – всего 40-50 градусов. Так что даже при попадании ее на руки рабочих, ожога не будет, а, следовательно, и травматизма при работе с материалом. Предприятие использует битумную эмульсию не только для ямочного ремонта, но и для обеспыливания. Для республики, где большая часть дорог имеет гравийное покрытие, это очень актуально. Есть несколько методик обрабатывания гравийных дорог от пыли, но «Ремсдор» предложил свою. По просьбе Николая Шадрина Хабаровский автодорожный институт и производственно-исследовательский кооператив «Азимут» разработали рекомендации, на основе которых был сделан проект. В нынешнем году компания выиграла тендер на экспериментальные работы по обеспыливанию двух километров дороги возле переправы, где движение особенно интенсивно. «Ремсдор», работающий совместно с проектировщиками, обеспечивает контроль качества дорожного покрытия. Директор предприятия уверен, что такой способ обеспыливания вызовет большой интерес в улусах республики. Сегодня «Ремсдором» уже заинтересовались представители администрации федеральной дороги «Вилюй». А в Якутии есть еще две федеральные дороги «Лена» и «Колыма», которые, в основном, имеют гравийное покрытие. Н.Шадринов убежден, без работы компания не останется. - Мы принесем большую пользу, избавив наши дороги от пыли, - улыбается Николай Николаевич. Директор уверен, что возможности битумной эмульсии еще не полностью используются. Кроме ямочного ремонта и обеспыливания, компания делает специальное покрытие дорог, которое в несколько раз увеличивает срок их эксплуатации, которое, подобно скатерти, защищает обеденный стол. Рынок дорожного строительства небезграничен. Сегодня только в Якутске действуют четыре предприятия, которые имеют асфальтово-бетонные заводы. С ними небольшой организации ООО «Ремсдор» тягаться очень сложно, но она и не претендует на большие объемы. Предприятие сумело найти свою нишу на рынке. «Кто-то будет строить дороги, - говорит Шадринов, - а мы - продлять им жизнь. У нас столько дорог, которые надо ремонтировать, поэтому работы хватит». Более того, он готов обучать дорожников своему методу и снабжать эмульсией по всей республике. «Ремсдор» работает стабильно, и желающих потрудится в ней много, а ее директор ищет новые технологии, которые можно было бы применить в Якутии. Недавно привезенный из Хабаровска материал не только защищает, но и улучшает свойства бетона. Эта полимерная пленка TL – 2000, защищающая дорожное покрытие от внешних агрессивных воздействий: холода, ультрафиолетовых лучей, горюче-смазочных материалов, бензина, дождевой воды и прочих разрушительных воздействий. Впитываясь в битум на четыре сантиметра, пленка поддерживает его эластичность и износостойкость, продлевая жизнь дороги на восемь-десять лет. Это израильская разработка, а в Хабаровске находится единственное в России предприятие «Хайлик ДВ», которое имеет лицензию на ее производство. На днях Н.Шадринов провел «показательные выступления» для руководителей столицы республики по применению привезенного материала. «У нас строить дороги нелегко. Вечная мерзлота, природно-климатические условия, когда разница между летними и зимними температурами доходит до 100 градусов, неблагоприятным образом влияют на состоянии дороги. А значит, надо пробовать, искать новые способы строительства и ремонта, постоянно быть в курсе новинок в этой отрасли. Конечно, это недешево, но обязательно окупится. А, главное, по нашим дорогам станет безопасно ездить».