Понедельник, 02.12.2024, 22:47
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [275]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

8/2008. Профессиональное училище № 40. Психология. Причины и следствия.
Рубрика: КАДРЫ
Профессиональное училище № 40

Психология.  Причины и следствия
Опыт социально-психологического сопровождения
процесса обучения рабочим специальностям


    «Они не хотят учиться», -  вряд ли кому-либо не приходилось слышать эту фразу в стенах училища. К сожалению, в ней немало правды. Ребята, как правило, имеющие не очень успешный школьный опыт, оказавшись в новых для них условиях, с трудом преодолевают негативную установку на обучение. Как с этим быть? Как создать для учащихся качественно новую образовательную среду, успешную для них?

    Выбор профессии – важная жизненная проблема для подростка. К моменту окончания школы далеко не каждый выпускник сумел раскрыть свои способности,  определить желания и стремления в отношении дальнейшей деятельности. Нередко этому мешает неправильное представление о личных профессиональных склонностях. В дальнейшем это может стать причиной ухода с работы или  отчисления из профессионального учебного заведения.

    Наконец выбор сделан. Ребята, окончившие школу, пришли в училище. Задача психолога - помочь им адаптироваться в новой социальной среде и профессиональном становлении. Формирование мотивации к достижению высокого профессионализма и убежденности в необходимости этого - сложный и длительный процесс, поэтому работа по введению в рабочую профессию продолжается на протяжении всего периода обучения и во время практики на производстве. Ее первый этап проводится в начале учебного года в форме анкетирования. На один из вопросов анкеты: «Почему ты поступил именно в наше училище?» учащиеся ответили следующим образом: нравится профессия, училище – 47.9 %;
нравится техника – 20.4 %, причем показатель в 2 раза ниже по сравнению с прошлым годом; посоветовали – 12.2% - показатель на 6% выше, чем в прошлом году; учебное заведение находится близко от дома – 11.2%; желание получить водительские права – 2%.
Анализ ответов показал, что большая часть учащихся первого курса обладает информацией о профессионально-важных качествах по выбранной ими специальности (61.7%), но недооценивает интеллектуальное (3%) и физическое здоровье, отсутствие вредных привычек (2%).
Все это демонстрирует, что часть первокурсников пришла получать профессию не достаточно осознанно, поэтому с первых же дней начала семестра мастера профессионального обучения, преподаватели знакомят учащихся с будущей профессией. С этой же целью в училище проводится «неделя введения в профессию». Руководители групп знакомят ребят с этапами профессионального становления, объясняют, какими профессионально-важными качествами, умениями, навыками должны они обладать, какие личностные качества должны быть сформированы, проводят встречи первокурсников с выпускниками прошлых лет, совершают экскурсии на предприятия.
    Параллельно с этой работой социально-психологическая служба училища занимается  психолого-педагогическим изучением личности учащихся,
выявлением индивидуальных особенностей и способностей, формирует навыки практического использования полученных психологических знаний по эффективному становлению личности и совершенствованию самосознания. Начальный этап этой деятельности - проведение психодиагностики абитуриентов, поступающих в профессиональное училище, для изучения индивидуальных особенностей и профессиональных склонностей ребят.
    Применение методик профессиональных проб позволяет пробудить и развить интерес учащихся к обучению по профессии, прохождению производственной практики, к  профессиональной деятельности в целом  и проверяет их готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
    Одна из эффективных методик  - методика «Хочу-могу». Она позволяет выявить склонности не только к профессиональной, но и к практической деятельности. В этом году в анкетировании приняли участие 196 учащихся в возрасте от 15 до 24 лет по специальностям машинист дорожных и строительных машин (ДС) и тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (ТМ). Учащимся предлагалось ответить на ряд одинаковых вопросов, используя два качественных критерия – «хочу» или «могу» в зависимости от того, что кажется им по отношению к себе более соответствующим. Например, «я могу водить мотоцикл» или  «я хочу водить мотоцикл» и так далее. 
Результаты анкетирования представлена в таблице, в которой верхняя строка – это дифференциация по направленности в ту или иную сферу профессиональной деятельности - человек-человек либо человек-техника, а также в сферу практической деятельности. 

Сфера деятельности

Человек-человек

Человек-техника

Практическая деятельность

Группа

хочу

могу

хочу

могу

хочу

могу

ДС-111 (на базе 9 кл.)

5

9,1

9,5

8,8

6,7

8,1

ДС-112

5,6

9,3

10,5

9,5

8

7,7

ДС-113

5,3

9,2

10,8

12,7

8,7

10,8

ДС-11

5

9,7

10

11,8

7,5

9,7

ДС-12

4,3

8,6

10

10,1

7,1

8,2

ТМ-11

5

9,3

10,2

11,6

8,7

9,8

ДС-1 (на базе 11 класса)

4,8

8

10,8

11

7,3

9,2

Итого по курсу:

2008-2009 учебный год


5


9


10,3


10,8


7,7


9

2007-2008 учебный год

6,2

10

10,8

11,6

9,3

9,7

2006-2007 учебный год

7,6

9,6

10,1

8,4

8,7

7


Анализируя склонности учащихся по шкале «хочу», самый высокий средний балл наблюдается в профессиональной сфере человек-техника — 10.3. Понятно, что это и определило выбор профессии, связанной с управлением, ремонтом и обслуживанием строительно-дорожной техники, грузовых и легковых автомобилей.
    Немаловажное значение имеет сфера человек-человек, так как профессия предусматривает владение навыками общения как в период обучения в училище, так и в будущем на практике и на производстве. Учащиеся, предпочитающие эту сферу, считают, что могут в данный момент больше (9 баллов), чем хотят в будущем (5 баллов).
     9 баллов в сфере практической деятельности по шкале «могу» говорит о том, что учащиеся способны выполнять указания, следовать инструкциям, работать по заданному алгоритму.
    Подобные тестирования помогают педагогам точнее решать поставленные задачи, используя индивидуальный подход и учитывая психологические особенности личности. Немаловажную роль в этом играет факультатив «Познай себя», где учащимся предоставляется возможность изучать и развивать свои социально-психологические установки с учетом выбранной специальности. Определить их помогает экспресс-диагностика. На вопрос: «Какие качества, на ваш взгляд, необходимы для выбранной вами профессии?» ребята называют внимание, мышление, память, быстроту реакции, дисциплину. Это позволяет выявить их представление о профессионально-важных качествах будущей профессии.
Анализ полученных данных помогает подбирать для факультативных занятий  тренинги, направленные на выработку необходимых профессионально-важных качеств. Уровень тренингов постепенно усложняется и становится все более связанным с требованиями  к профессиональным качествам по избранной специальности. В течение всего учебного года педагогом-психологом ведется изучение профессиональной направленности учащихся и целенаправленная работа по темам, «Общение. Культура делового общения на производстве», «Имидж учащегося», «Особенности личного становления», «Познавательные процессы в учебно-профессиональной деятельности», «Мои впечатления о практике», «Профессиональное становление учащегося», «Самопрезентация».
    Социально-психологическое сопровождение, которое осуществляет психологическая служба в течение всего периода обучения дает весьма положительные результаты на выходе так называемой «готовой продукции» - выпускника, при формировании профессиональных и личностных качеств которого учитывались социально-культурная среда, психофизиологические требования к будущей профессиональной деятельности, динамика развития его личности с учетом индивидуальных особенностей восприятия, осмысления и, воспроизведения знаний, а также интенсивность процессов самопознания, самовоспитания и самореализации. Но более подробно об этом мы расскажем в следующем номере журнала.


Категория: Мои статьи | Добавил: dvdorogi07 (27.11.2008)
Просмотров: 728 | Рейтинг: 5.0/2 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика