8/2008. Профессиональное училище № 40. Психология. Причины и следствия.
Рубрика: КАДРЫ Профессиональное училище № 40
Психология. Причины и следствия Опыт социально-психологического сопровождения процесса обучения рабочим специальностям
«Они не хотят учиться», - вряд ли кому-либо не приходилось слышать эту фразу в стенах училища. К сожалению, в ней немало правды. Ребята, как правило, имеющие не очень успешный школьный опыт, оказавшись в новых для них условиях, с трудом преодолевают негативную установку на обучение. Как с этим быть? Как создать для учащихся качественно новую образовательную среду, успешную для них?
Выбор профессии – важная жизненная проблема для подростка. К моменту окончания школы далеко не каждый выпускник сумел раскрыть свои способности, определить желания и стремления в отношении дальнейшей деятельности. Нередко этому мешает неправильное представление о личных профессиональных склонностях. В дальнейшем это может стать причиной ухода с работы или отчисления из профессионального учебного заведения.
Наконец выбор сделан. Ребята, окончившие школу, пришли в училище. Задача психолога - помочь им адаптироваться в новой социальной среде и профессиональном становлении. Формирование мотивации к достижению высокого профессионализма и убежденности в необходимости этого - сложный и длительный процесс, поэтому работа по введению в рабочую профессию продолжается на протяжении всего периода обучения и во время практики на производстве. Ее первый этап проводится в начале учебного года в форме анкетирования. На один из вопросов анкеты: «Почему ты поступил именно в наше училище?» учащиеся ответили следующим образом: нравится профессия, училище – 47.9 %; нравится техника – 20.4 %, причем показатель в 2 раза ниже по сравнению с прошлым годом; посоветовали – 12.2% - показатель на 6% выше, чем в прошлом году; учебное заведение находится близко от дома – 11.2%; желание получить водительские права – 2%. Анализ ответов показал, что большая часть учащихся первого курса обладает информацией о профессионально-важных качествах по выбранной ими специальности (61.7%), но недооценивает интеллектуальное (3%) и физическое здоровье, отсутствие вредных привычек (2%). Все это демонстрирует, что часть первокурсников пришла получать профессию не достаточно осознанно, поэтому с первых же дней начала семестра мастера профессионального обучения, преподаватели знакомят учащихся с будущей профессией. С этой же целью в училище проводится «неделя введения в профессию». Руководители групп знакомят ребят с этапами профессионального становления, объясняют, какими профессионально-важными качествами, умениями, навыками должны они обладать, какие личностные качества должны быть сформированы, проводят встречи первокурсников с выпускниками прошлых лет, совершают экскурсии на предприятия. Параллельно с этой работой социально-психологическая служба училища занимается психолого-педагогическим изучением личности учащихся, выявлением индивидуальных особенностей и способностей, формирует навыки практического использования полученных психологических знаний по эффективному становлению личности и совершенствованию самосознания. Начальный этап этой деятельности - проведение психодиагностики абитуриентов, поступающих в профессиональное училище, для изучения индивидуальных особенностей и профессиональных склонностей ребят. Применение методик профессиональных проб позволяет пробудить и развить интерес учащихся к обучению по профессии, прохождению производственной практики, к профессиональной деятельности в целом и проверяет их готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии. Одна из эффективных методик - методика «Хочу-могу». Она позволяет выявить склонности не только к профессиональной, но и к практической деятельности. В этом году в анкетировании приняли участие 196 учащихся в возрасте от 15 до 24 лет по специальностям машинист дорожных и строительных машин (ДС) и тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (ТМ). Учащимся предлагалось ответить на ряд одинаковых вопросов, используя два качественных критерия – «хочу» или «могу» в зависимости от того, что кажется им по отношению к себе более соответствующим. Например, «я могу водить мотоцикл» или «я хочу водить мотоцикл» и так далее. Результаты анкетирования представлена в таблице, в которой верхняя строка – это дифференциация по направленности в ту или иную сферу профессиональной деятельности - человек-человек либо человек-техника, а также в сферу практической деятельности.
Сфера деятельности
Человек-человек
Человек-техника
Практическая деятельность
Группа
хочу
могу
хочу
могу
хочу
могу
ДС-111 (на базе 9 кл.)
5
9,1
9,5
8,8
6,7
8,1
ДС-112
5,6
9,3
10,5
9,5
8
7,7
ДС-113
5,3
9,2
10,8
12,7
8,7
10,8
ДС-11
5
9,7
10
11,8
7,5
9,7
ДС-12
4,3
8,6
10
10,1
7,1
8,2
ТМ-11
5
9,3
10,2
11,6
8,7
9,8
ДС-1 (на базе 11 класса)
4,8
8
10,8
11
7,3
9,2
Итого по курсу:
2008-2009 учебный год
5
9
10,3
10,8
7,7
9
2007-2008 учебный год
6,2
10
10,8
11,6
9,3
9,7
2006-2007 учебный год
7,6
9,6
10,1
8,4
8,7
7
Анализируя склонности учащихся по шкале «хочу», самый высокий средний балл наблюдается в профессиональной сфере человек-техника — 10.3. Понятно, что это и определило выбор профессии, связанной с управлением, ремонтом и обслуживанием строительно-дорожной техники, грузовых и легковых автомобилей. Немаловажное значение имеет сфера человек-человек, так как профессия предусматривает владение навыками общения как в период обучения в училище, так и в будущем на практике и на производстве. Учащиеся, предпочитающие эту сферу, считают, что могут в данный момент больше (9 баллов), чем хотят в будущем (5 баллов). 9 баллов в сфере практической деятельности по шкале «могу» говорит о том, что учащиеся способны выполнять указания, следовать инструкциям, работать по заданному алгоритму. Подобные тестирования помогают педагогам точнее решать поставленные задачи, используя индивидуальный подход и учитывая психологические особенности личности. Немаловажную роль в этом играет факультатив «Познай себя», где учащимся предоставляется возможность изучать и развивать свои социально-психологические установки с учетом выбранной специальности. Определить их помогает экспресс-диагностика. На вопрос: «Какие качества, на ваш взгляд, необходимы для выбранной вами профессии?» ребята называют внимание, мышление, память, быстроту реакции, дисциплину. Это позволяет выявить их представление о профессионально-важных качествах будущей профессии. Анализ полученных данных помогает подбирать для факультативных занятий тренинги, направленные на выработку необходимых профессионально-важных качеств. Уровень тренингов постепенно усложняется и становится все более связанным с требованиями к профессиональным качествам по избранной специальности. В течение всего учебного года педагогом-психологом ведется изучение профессиональной направленности учащихся и целенаправленная работа по темам, «Общение. Культура делового общения на производстве», «Имидж учащегося», «Особенности личного становления», «Познавательные процессы в учебно-профессиональной деятельности», «Мои впечатления о практике», «Профессиональное становление учащегося», «Самопрезентация». Социально-психологическое сопровождение, которое осуществляет психологическая служба в течение всего периода обучения дает весьма положительные результаты на выходе так называемой «готовой продукции» - выпускника, при формировании профессиональных и личностных качеств которого учитывались социально-культурная среда, психофизиологические требования к будущей профессиональной деятельности, динамика развития его личности с учетом индивидуальных особенностей восприятия, осмысления и, воспроизведения знаний, а также интенсивность процессов самопознания, самовоспитания и самореализации. Но более подробно об этом мы расскажем в следующем номере журнала.