Рубрика:
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ ВОТОКА РОССИИ
Портовая
особая экономическая зона в Советской
Гавани –
инфраструктурный импульс к
развитию дальневосточного региона
1
июля 2008 года стало днем рождения
крупнейшей на Дальнем Востоке
финансово-промышленной группы - группы
компаний «Петропавловск». В нее
вошли ведущие золотодобывающие и
металлургические предприятия, банки,
геологоразведочные компании, научные
институты, которые 15 лет работают в ДФО.
При создании ГК состав акционеров
компаний, вошедших в группу, не был
изменен. Это был переход от диверсификации
к консолидации, обусловленный
необходимостью объединения усилий.
Важнейшим
направлением работы ГК «Петропавловск»
стала черная металлургия. Компания
владеет лицензиями на разработку пяти
крупнейших железорудных месторождений
в Амурской области и ЕАО. На их базе уже
сегодня поэтапно создаются металлургические
предприятия: Олекминский рудник,
Кимкано-Сутарский горно-обогатительный
комбинат и Гаринский горно-металлургический
комбинат.
Все
эти комбинаты и войдут в единый
металлургический комплекс, который
будет включать в себя весь производственный
цикл - от добычи руды до выпуска стали
и проката. Предприятия будут работать
по новейшим технологиям, которые никогда
прежде в России не использовались. За
последние 50 лет за Уралом не было
построено ни одного промышленного
объекта такого масштаба. Но в ГК
«Петропавловск» уверены, что
смогут реализовать столь амбициозный
проект.
Реальность
планов «Петропавловска» зиждется
на основе государственной политики в
отношении Дальнего Востока: руководство
страны делает ставку на развитие
отдаленных регионов России, долгие годы
считающихся бесперспективной окраиной.
В последние годы создан ряд федеральных
программ по развитию ДФО, и предприятия
ГК «Петропавловск» вошли в
большинство из них.
Не менее
амбициозны планы ГК «Петропавловск»
по развитию инфраструктуры. В первую
очередь, это касается развития транспортной
сети на Дальнем Востоке. К примеру, для
транспортировки своей продукции
«Петропавловск» проведет
реконструкцию 126 километров железной
дороги Биробиджан - Ленинск. Будет
претворяться в жизнь еще один уникальный
инфраструктурный проект, реализацией
которого займется эта крупнейшая
финансово-промышленная группа Дальнего
Востока - строительство железнодорожного
моста через Амур в районе Нижнеленинска
Еврейской автономии. По нему планируется
транспортировать часть продукции
металлургического комплекса в КНР.
Транспортировка
продукции с металлургических комбинатов
в Японию и Южную Корею будет осуществляться
через морской терминал в Советской
Гавани Хабаровского края. ГК «Петропавловск»
уже создала соответствующее предприятие
- ЗАО «Советско-Гаванский морской
торговый порт», которое в мае 2008 года
выиграло конкурс на создание особой
экономической зоны.
О
портовой особой экономической зоне
разговор особый, поскольку, по мнению
советника Председателя Совета директоров
Группы компаний "Петропавловск"
Дмитрия Масловского, именно она сможет
придать серьезный инфраструктурный
импульс к развитию всего региона.
Выступая
на Третьем Дальневосточном международном
экономическом форуме, который проходил
в Хабаровске в конце сентября - начале
октября 2008 года, Дмитрий Масловский
отметил, что длина береговой
линии России составляет более 60 тысяч
километров. Однако на этом отрезке, по
протяженности превышающем длину
экватора, расположено всего несколько
крупных, активно действующих многопрофильных
портов с развитой портовой инфраструктурой.
Для их подсчета хватит пальцев одной
руки. Грузооборот этих
портов составляет порядка 300 млн. тонн.
Для
сравнения он привел такой
пример: длина береговой
линии Финляндии – всего 1100 километров,
но там круглогодично работают 23 порта,
которые обслуживают более 100 млн. тонн
грузов.
Еще
более поражает пример другого нашего
соседа. Длина сухопутных границ Китая
в три раза меньше российских – всего
18 тысяч километров, а грузооборот его
морских торговых портов уже к 2010 году
выйдет на уровень 3 млрд. тонн в год.
Главный
вывод из сложившейся ситуации сформулировал
Председатель Правительства России
Владимир Путин: «Транспортная
инфраструктура имеет стратегическое
значение для экономического роста и
качественного перехода экономики к
инновационному пути развития, а в России
при постоянном росте потребности в
транспортных услугах существующая
инфраструктура уже не в состоянии
обеспечить потребности экономики».
Отсутствие
транспортной инфраструктуры не позволяет
России реализовывать свои конкурентные
преимущества. Присутствуя одновременно
на двух континентах – в Европе и Азии,
и располагая протяженной береговой
линией, мы должны использовать возможности,
которые дает нам уникальное положение
на пересечении транзитных потоков между
Европой, Азией и Америкой. Россия должна
стать главным связующим звеном в
грузоперевозках между этими регионами.
Если мы не сумеем использовать эту
возможность сейчас, то быстро развивающийся
наш сосед - Китай - перехватит инициативу
и тогда внедряться на рынки будет гораздо
сложнее
По
оценке специалистов, сегодня мы используем
свои возможности не более чем на два
процента. Очевидна потребность в создании
системы, позволяющей организовывать
перевозку грузов с использованием
разных видов транспорта по более коротким
и более выгодным путям. Необходимо
создание эффективных транспортных
коридоров.
Поворотным
моментом в современной транспортной
истории России стало формирование
портовых особых экономических зон. С
созданием этих зон связана перспектива
открытия новых магистральных
инфраструктурных створов на Востоке
страны, жизненно необходимых для развития
стратегических коридоров и раскрытия
потенциала дальневосточных территорий.
Дальний
Восток России обычно воспринимают, в
первую очередь, как регион, богатый
своими природно-сырьевыми ресурсами,
но уже сегодня мы видим, что дальневосточный
регион становится территорией новой
индустриализации, где активно создаются
центры промышленного производства. В
этих условиях формирование портовых
особых экономических зон позволит
создать на востоке страны, на ее
неосвоенных, периферийных территориях
новый экономический макрорайон. Создание
портов на Дальнем Востоке – важнейший
фактор и условие экономического роста.
Решением
Министерства экономического развития
портовая особая экономическая зона
будет создана в морском порту Советская
Гавань Хабаровского края. Этот порт
обладает удобным географическим
положением и уникальными
природно-климатическими условиями,
идеально расположен на прямой оси
«Западная Европа (Роттердам) – Москва
– Восток России – Север тихоокеанского
побережья США и Канада (Сиэтл, Ванкувер)».
«Все
флоты мира здесь без труда поместятся
в совершенном спокойствии от всяких
ветров и непогод», - писал много лет
назад о тогда еще Императорской Гавани
Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Такое
положение открывает выгодный транзитный
маршрут, до сих пор практически не
использовавшийся. Наикратчайший путь
между западом России и Советской Гаванью
обеспечивает БАМ, между Советской
Гаванью и севером тихоокеанского
побережья США – морской путь с проходом
пролива Лаперуза.
Использование
такого маршрута дает экономию более
1000 километров и сокращает время перевозки
товаров по сравнению с преодолением
пути через территорию США и Атлантику.
Конкурентное преимущество использования
транспортного
коридора Восток-Запад очевидно.
Однако, несмотря на безусловные
преимущества географического положения
Советской Гавани, уровень инженерного
освоения берега бухты сегодня составляет
всего 4 процента от возможного.
Создание
портовой особой экономической зоны в
Советской Гавани позволит использовать
преимущества стратегического положения
порта для развития Советско-Гаванского
района, Хабаровского края и всего
Дальневосточного федерального округа,
с одной стороны, решать локальные
проблемы Дальнего Востока, а с другой
- выполнять стратегические задачи
России.
По
мнению Дмитрия Масловского, создание
портовой особой экономической зоны в
Советской Гавани приведет к улучшению
макроэкономических показателей. К
примеру, общая сумма поступлений в
бюджеты различных уровней в 2008 году
составит 134 млн. рублей. Суммарный
бюджетный эффект превысит 350 млрд.
рублей, из которых не менее 100 млрд.
пойдут в федеральный бюджет.
Прямым
следствием деятельности порта станет
увеличение валового регионального
продукта. Создание портовой особой
экономической зоны в Советской Гавани
обеспечит прирост валового регионального
продукта в 2020 году на 105 млрд. рублей.
Кроме
того, развитие ПОЭЗ принесет
дополнительную выручку смежным областям,
к 2015 году ее размер составит не менее
30 млрд. рублей.
Незамедлительным
эффектом создания в Советской Гавани
портовой особой экономической зоны
стало привлечение масштабных инвестиций
в развитие этой территории. Суммарные
объемы вложений в развитие инфраструктуры
и бизнеса составят 43,2 млрд. рублей в
ценах 2008 года. Эти средства пойдут на
постройку ТЭЦ, ЛЭП, строительство и
модернизацию дорог, создание всего
комплекса портовой инфраструктуры.
Создание
портовой экономической зоны в Советской
Гавани преобразит состояние социальной
сферы дальневосточных регионов. Бухта
Советская Гавань по своим
природно-географическим характеристикам
схожа с бухтой Сан-Франциско. Однако,
социально-демографические характеристики
населенных пунктов, расположенных на
берегах обеих бухт не сопоставимы.
Сан-Франциско – динамично развивающийся
город с населением около 740 тысяч человек,
которое постоянно увеличивается.
Численность населения в Советской
Гавани убывает – с 60 тысяч в 1991 году оно
сократилось до 46 тысяч, постоянно падает
численность экономически активного
населения.
Особая
экономическая зона способна изменить
эту негативную тенденцию. Только на
предприятиях порта появится не менее
пяти тысяч рабочих мест, еще не менее
двух с половиной тысяч создадут
предприятия, чья деятельность будет
связана с портом. Средняя заработная
плата по всем предприятиям-резидентам
составит более 24 тысяч рублей в ценах
2008 года. Значительно возрастет количество
рабочих мест в смежных отраслях и
социальной сфере, где будет трудоустроено
до девяти тысяч человек.
При
создании порта в Советско-Гаванском
муниципальном районе будет построено
не менее 60 тысяч квадратных метров
жилья. Будут возводиться социальные
объекты: лечебные, оздоровительные,
спортивные и культурные учреждения,
школы и детские сады. Активная работа
порта сформирует запрос в квалифицированных
специалистах и повысит образовательный
уровень в регионе.
По
словам Дмитрия Масловского, эти изменения
запустят более масштабный демографический
механизм: появление новых рабочих мест,
стабильный рост заработной платы,
наличие жилых площадей и развитая
социальная инфраструктура повлечет
значительный прирост миграции в регион.
Это позволит в определенной степени
решить проблему низкой освоенности
Дальнего Востока. Периферийные
дальневосточные районы станут местом,
где люди захотят жить.
Безусловно,
наибольший социально-экономический
эффект от создания портовой особой
экономической зоны в Советской Гавани
ощутит на себе Хабаровский край. По
оценке агентства «РА ЭКСПЕРТ»,
дальнейшая положительная эволюция
инвестиционного климата позволит
Хабаровскому краю в ближайшие 5 - 7 лет
занять достойное место среди российских
регионов - «точек роста».
Создание
портовой экономической зоны в порту
Советская Гавань решает важнейшие
стратегические задачи, стоящие перед
Россией. Режим ПОЭЗ позволит обеспечить
комплексное развитие сквозного
транспортного маршрута с высокой
грузопроходимостью, придать завершенность
транспортной сети Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали.
Переработка
грузов портами Хабаровского края
увеличится с 27 млн. тонн в 2007 году до 80
млн. тонн в 2020. Это окажет огромное
влияние на развитие не только транспортного
узла района, но и на экономику в целом.
Объем грузопотоков по Хабаровскому
краю, осуществляемых всеми видам
транспорта, увеличится и к 2020 году
превысит 126 млн. тонн в год.
Для
загрузки порта будет создано не менее
300 километров железнодорожных путей и
автодорог, возрастет грузоперевозка в
аэропортах, увеличатся перевозки на
речном транспорте. Развитие транспорта
позволит более эффективно интегрировать
экономику Дальнего Востока в экономику
России и общемировые рынки. Создание
портовой экономической зоны в Хабаровском
крае позволит диверсифицировать
транспортные потоки, которые
сегодня сконцентрированы на юге
Приморского края. В 2007 году они составили
более 75 процентов портового грузооборота
региона.
Несомненно,
появление в России мощного
по пропускной способности транспортного
коридора на востоке страны, расположенного
на достаточном расстоянии от государственной
границы, укрепит ее экономическую
безопасность.
Владимир
Путин назвал передовую транспортную
инфраструктуру дорогой в будущее для
России. Победа порта Советская
Гавань в конкурсе на создание портовой
особой экономической зоны создает
мощный импульс к развитию дальневосточного
региона, росту его стратегического
значения как международного транспортного
коридора, делает Дальний Восток
территорией роста экономики, где созданы
достойные условия для жизни и труда
людей.
Лев
Звенигородский
|