Рубрика: СОБЫТИЕ
Тихоокеанский
государственный университет
IV
Межрегиональная научно-практическая
конференция
Движение
есть жизнь
Автотранспортный
комплекс региона как условие его развития
26 сентября
в Тихоокеанском университете, крупнейшем
образовательном центре Дальнего Востока,
были подведены итоги очередной ежегодной
межрегиональной научно-практической
конференции «Автомобильный транспорт
Дальнего Востока – 2008». Конференция
обсудила ряд важнейших вопросов
деятельности предприятий автотранспортного
комплекса - совершенствование
законодательной базы, эффективность
новых подходов к вопросам обучения и
подготовки кадров, внедрения и
использования научно-технических
достижений и инновационных технологий.
Участники
конференции – представители органов
государственной власти, руководители
автотранспортных предприятий краев и
областей Дальневосточного региона,
ученые отметили значительно возросший
уровень развития автомобильной отрасли.
Это наглядно демонстрирует активное
использование инновационных технологий
и эффективного управления практически
во всех направлениях деятельности
дорожников и автотранспортников региона
- разработке разнообразных и гибких
схем доставки грузов всеми видами
транспорта, создание новейших логистических
центров с полным комплексом
транспортно-экспедиционных услуг,
современными средствами связи,
мониторинга, безопасности и управления
транспортом.
Открывая
конференцию, президент Хабаровской
краевой ассоциации «Хабаровскавто»
Виктор Шпаков передал приветствия ее
участникам от Федерального агентства
по образованию Российской Федерации,
Аппарата Полномочного Представителя
Президента Российской Федерации в ДФО,
Правительства Хабаровского края,
Дальневосточного управления автодорожного
надзора, ученых и преподавателей
Тихоокеанского государственного
университета и отметил, что в университете
уделяется самое пристальное внимание
подготовке кадров для автомобильной
отрасли - в вузе сохранены все технические
и экономические специальности,
преподавателями и студентами проводятся
научные исследования как теоретической,
так и прикладной направленности.
Например, в этом году был выполнен
большой проект по оптимизации
пассажиропотоков в Хабаровском крае.
Заместитель
Министра промышленности, транспорта и
связи Хабаровского края Виктор Савченко
в своем выступлении также подчеркнул,
что выбор места проведения научной
конференции неслучаен - Тихоокеанский
государственный университет давно и
заслуженно стал центром научной мысли
Дальнего Востока.
Виктор
Савченко отметил, что дальневосточный
регион с его огромными территориями,
неравномерным хозяйственным освоением,
разной плотностью населения и мощным
промышленным и ресурсно-сырьевым
потенциалом, как никакой другой зависит
от оптимально налаженной и эффективно
действующей транспортной системы. В
настоящее время Хабаровский край –
одна из самых динамично развивающихся
его территорий. Основу экономики края
составляет промышленное производство,
включая предприятия оборонно-промышленного
комплекса. В крае производится более
1/5 промышленной продукции Дальневосточного
региона, основная доля машиностроительной
продукции, лесных материалов,
нефтепродуктов, стали и стального
проката. Поэтому особую роль в
социально-экономическом развитии
Хабаровского края играет транспорт и
транспортная система, представляющая
собой один из ключевых транспортных
узлов Дальневосточного региона. Это
обширная сеть автомобильных дорог,
воздушных и речных линий, железных
дорог. По объемам транспортной работы
Хабаровский край занимает первое место
на Дальнем Востоке. В 2007 году удельный
вес грузооборота по краю в ДВФО составил
33,4 %, пассажирооборота – 34, 9%.
Заместитель министра указал на главные
задачи транспортной отрасли - полное
удовлетворение потребностей хозяйственного
комплекса и населения края в услугах
по перевозке грузов и пассажиров,
обеспечение расширения экономических
связей с другими регионами Российской
Федерации и выхода отечественных товаров
на международные рынки Азиатско-тихоокеанского
региона.
Сегодня
правительством края совместно с
федеральными органами принят ряд
значительных мер по развитию транспортной
инфраструктуры. За 2001-2007 годы в крае
введено в эксплуатацию 419 км автодорог
с твердым покрытием. Ведется
строительство асфальтобетонного
покрытия дороги Хабаровск
- Лидога - Ванино с подъездом к
Комсомольску-на-Амуре, соединяющей
автодорожную сеть Дальневосточного
региона с морским портом Ванино,
строительство дороги Селихино
- Николаевск-на-Амуре, осуществляется
строительство второй очереди
железнодорожного моста
через реку Амур у Хабаровска.
Вместе
с тем, подчеркнул В.Савченко, в
автотранспортном комплексе существуют
проблемы, которые серьёзно затрудняют
его деятельность и, учитывая социальную
направленность автомобильных перевозок,
самым негативным образом влияют на
общественную стабильность. Самая
серьезная из них заключается в обеспечении
безопасности на автомобильных перевозках.
Сегодня в крае парк грузового и
пассажирского автотранспорта более
чем на половину имеет предельный износ,
а износ муниципального автобусного
парка составляет почти 90%. Это существенно
ухудшает надежность автобусов в
обеспечении безопасности пассажирских
перевозок и является одной из причин
роста аварийности на пассажирском
автомобильном транспорте.
Кроме
того, в настоящее время на междугородных
и межсубъектных перевозках пассажиров
автомобильным транспортом в Хабаровском
крае 80% задействованных автобусов
составляют подержанные модели
южно-корейского производства. Однако,
начиная с 2007 года, в связи со вступлением
в действие постановления Правительства
Российской Федерации от 30.10.2006 года №
637, Дальневосточное управление
Ространснадзора прекратило выдачу
лицензионных карт на указанные автобусы
из-за отсутствия одобрения типа
транспортного средства, запретив таким
образом использование этих машин на
пассажирских перевозках. Это привело
к выводу из эксплуатации значительного
числа автобусов и приостановке
приобретения перевозчиками доступных
в ценовом отношении транспортных
средств. Попытки министерства
промышленности, транспорта и связи края
решить проблему с Минтрансом России
пока оказались безрезультатными. Но
работа в этом направлении продолжается,
подчеркнул В.Савченко, и есть надежда
на достижение положительного результата.
В ходе конференции особенно активно
обсуждались вопросы, связанные с выдачей
лицензионных карт перевозчикам,
осуществляющим пассажирские перевозки,
и перевозки тяжеловесных и крупногабаритных
грузов, вопросы соблюдения установленных
законодательством весовых параметров.
Начальник
Дальневосточного управления автодорожного
надзора, осуществляющего надзор и
контроль деятельности в области
автомобильного транспорта и дорожного
хозяйства Николай Чевгаев напомнил
присутствующим, что Управление действует
в интересах охраны жизни, здоровья и
имущества граждан, защиты их прав и
законных интересов, а также защиты
интересов общества и государства путем
предупреждения дорожно-транспортных
происшествий, снижения тяжести их
последствий, и дал оценку поступающим
от автотранспортников многочисленным
вопросам. Он указал, что приостановление
действия лицензии должно быть не мерой
наказания предпринимателя за создание
условий для «убивания людей», а
мерой предупреждения аварийности
автотранспорта. Следует осознать,
добавил Н. Чевгаев, что Управление не
имеет права лицензировать бывшие в
употреблении автобусы иностранного
производства, не имеющие одобрения типа
транспортного средства. Закон един для
всех и его необходимо соблюдать - и
контрольным органам, и перевозчикам.
По вопросу
перевозки тяжеловесных грузов реальность
состоит в том, что российские дороги не
рассчитаны на нагрузку, например, в 11
тонн на ось. Доказательство тому стала
федеральная автодорога «Уссури»,
которая уже уходит под землю. К сожалению,
до недавнего времени это мало кого
волновало. Н.Чевгаев подчеркнул, что,
выстроив правовое государство, мы
обязаны соблюдать установленные
законодательством нормы. В настоящее
время действующей является Инструкция
по перевозке крупногабаритных и
тяжеловесных грузов, зарегистрированная
Минюстом 8 августа 1996 года за № 1146. Её
нормами руководствуется Дальневосточное
управление.
Сегодня
государство идет навстречу
предпринимательству и в недалеком
будущем нормы нагрузки на дорогу будут
изменяться до 40 тонн. Как и когда это
будет разрешено законом, попадут ли все
региональные дороги под действие новых
норм, произойдет это сразу или после
реконструкции – все эти вопросы находятся
в компетенции иных органов. Забота же
Управления состоит в том, чтобы
контролировать и выполнять нормы,
установленные законом.
Участниками
конференции обсуждались вопросы
внедрения и использования современных
спутниковых навигационных систем,
которые призваны эффективно управлять
движением и его безопасностью. Спектр
техники, на которую может устанавливаться
спутниковая навигационная система,
достаточно широк. Такие системы могут
использоваться как на тяжелой технике,
так и на пассажирских автобусах и
маршрутных такси. В ходе конференции
также были рассмотрены вопросы применения
ряда новых технологий, которые дают
возможность региону стать более развитым
и привлекательным для стран
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Профессор
ФГОУ ВПО ДальГАУ Виктор Рябченко
предложил использовать высокопроходимые
гусеничные ходовые системы, выпускаемые
на заводе «Дальсельмаш» г.Биробиджана,
имеющие значительные преимущества
перед металлогусеничным движителем.
Перспективным направлением совершенствования
гусеничной ходовой системы является
использование резиноармированных
гусениц. Такая система позволяет
обеспечивать высокую физическую и
экологическую проходимость, а также
высокий ресурс работоспособности.
На конференции
были затронуты и вопросы кадрового
потенциала и развития. Директор Института
транспорта и энергетики ТОГУ Александр
Фейгин, рассказывая о необходимости
качественно нового подхода к формированию
кадров нового качества отметил, что
существенные недостатки в действующем
законодательстве прямо касаются порядка
подготовки кадров. Так, в 2009 году привычный
набор в высшие учебные заведения по
инженерной системе состоится в последний
раз. Если к этому времени подход не
изменится, то, начиная с 2010 года, набор
студентов будет производиться не по
специальностям, а по направлениям
двухуровневой системы бакалавр-магистр.
Квалификация первого уровня, а именно
этим уровнем и будет, в основном,
заканчиваться высшее образование для
большинства юношей и девушек - бакалавр
техники и технологий. Квалификацию
второго уровня - магистра, даже теоретически
могут получить не более 25% бакалавров,
а фактически их будет гораздо меньше.
Кроме этого, серьезные проблемы могут
возникнуть с определением круга их
обязанностей, а, следовательно, и с
определением списка должностей, которые
могут занимать бакалавры и магистры.
Система
подготовки кадров в этой ситуации
меняется, в первую очередь, идеологически.
Так бакалавр не является завершившим
полный обучающий цикл профессиональным
специалистом, к которому за истекшее
время привыкли потребители выпускников.
Для того чтобы достигнуть уровня,
соответствующего квалификации «инженер»,
как определено стандартом 2-го уровня
профессионального высшего образования,
молодому специалисту придется либо
заканчивать магистратуру сразу после
бакалавриата, либо доучиваться на
предприятии, получая второй уровень
образования по заочной форме. Нововведения
в существующей системе могут привести
к тому, что на инженерных и административных
должностях автопредприятий окажутся
люди, имеющие лишь начальную инженерную
подготовку. В других странах, использующих
систему подготовки бакалавр-магистр,
предприятия имеют собственную систему
подготовки специалиста, имеющего первый
уровень высшего образования, и готовят
в этом случае кадры «для себя».
Это, в отличие от полноценной инженерной
подготовки, сужает профессиональный
уровень специалиста, который на другом
предприятии может и не адаптироваться,
но с другой стороны позволяет предприятию
получить то, что ему необходимо. При
этом следует иметь в виду, что на
предприятии должны быть специалисты,
которые могли бы вести необходимую
кадровую подготовку. Большинство же
автотранспортных предприятий к такой
задаче просто не готовы.
По
итогам научно-практической конференции
был подготовлен документ с проектом
решений наиболее актуальных и проблемных
вопросов. Было предложено создать в
структуре Минтранса РФ Федеральное
агентство автомобильного транспорта;
инициировать создание саморегулируемых
организаций для укрепления союзов и
ассоциаций с обязательной государственной
и законодательной поддержкой и выделением
для наиболее активных организаций,
работающих в производственной сфере,
солидных министерских грантов; обратиться
к Государственной Думе с предложением
решения вопроса по лицензированию
грузового (свыше 5-8 тонн) таксомоторного
транспорта; разработать и принять
Федеральный закон «Об общих принципах
организации обслуживания населения
автомобильным и городским наземным
электрическим пассажирским транспортом
на маршрутах регулярного сообщения в
РФ»; внести изменения в КоАП РФ и
дифференцировать административную
ответственность за нарушение статьи
12.12.1 «Нарушение правил перевозки
крупногабаритных и тяжеловесных грузов»
в зависимости от величины нарушения
весовых параметров и величины нанесенного
ущерба; решить на законодательном уровне
проблему незаконных денежных сборов с
предприятий и предпринимателей; ускорить
принятие в 2008 году Правил грузовых и
пассажирских перевозок и других
нормативных документов, регулирующих
деятельность всех предприятий
автотранспортной сферы; издать
дополнительные нормативные акты, которые
бы позволили решить проблему владельцев
автобусов иностранного производства,
не имеющих документа об одобрении типа
транспортного средства; разработать и
внедрить комплекс мер по сдерживанию
необоснованного роста цен на топливо
и электроэнергию; разработать федеральную
программу поэтапного их снижения.
Министерству
транспорта РФ предложено упорядочить
вопросы весового контроля и внести в
нормативные акты систему допусков по
массе и нагрузке на ось, внести дополнение
в Федеральную программу по безопасности
дорожного движения об обязательном
финансировании учебных центров и
учебно-методических центров повышения
квалификации и профессионального
мастерства водителей.
Подводя
итоги конференции, Владимир Басаргин,
заведующий кафедрой технической
эксплуатации и ремонта автомобилей
Тихоокенского университета, отметил,
что для большей эффективности встреч
такого уровня очень важны прямые и
постоянные связи вуза и практиков.
Приглашая предприятия к тесному
сотрудничеству, Владимир Басаргин
поблагодарил всех участников конференции
за активную и плодотворную работу.
Ольга Лелянова
|