24 октября в аэропорту Хабаровска состоялась презентация нового гражданского самолёта Sukhoi SuperJet-100, накануне впервые совершившего перелет в краевой центр из Комсомольска-на-Амуре, где ведется его производство. В мероприятии приняли участие губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев и генеральный директор ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" Михаил Погосян.
Предполагалось, что по метеоусловиям первый официальный показательный полет авиалайнера в Хабаровске может не состояться, однако, уверенно разрезая осеннее небо над эаропортом дальневосточной столицы, Sukhoi SuperJet-100 убедительно демонстрировал участникам презентации, что «нелетная погода» - понятие для него весьма относительное. - С каким настроением встречаете самолет?, - отвечая на вопрос журналистов, министр промышленности, транспорта и связи Хабаровского края Сергей Зражевский точно передал чувство, которое испытал, пожалуй, каждый присутствующий на летном поле: - Настроение отличное, ведь мы не один год стремились к этому, болели за судьбу проекта, и, наконец, дождались этого момента. Хотелось бы, чтобы в будущем году именно жители нашего края стали первыми пассажирами нового самолета. После завершения демонстрационного полета официальные лица поднялись на борт самолета и осмотрели его изнутри, хотя в испытательной модели вместо пассажирских кресел были установлены тестовые приборы. Сразу после этого в международном терминале аэропорта состоялась сама презентация лайнера и его возможностей. Выступая на презентации, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев выразил благодарность трудовому коллективу КнААПО за то, что несмотря на сложные условия, заводчане сумели не только сохранить предприятие, но и модернизировав производственную базу, приступить к реализации проекта нового гражданского самолета. - В полете этот самолет мы видим впервые, - сказал Виктор Ишаев, - и, по моим впечатлениям, это прекрасный современный лайнер. Его технические данные достаточно высоки, и мы рассчитываем, что он будет востребован на рынке. Остается пожелать компании «Сухой», чтобы она смогла выполнить все заказы, которых на сегодняшний день уже немало. Хочется поблагодарить всех, кто работал над созданием лайнера и, конечно, летчиков-испытателей, в чьих руках самолет смотрится как послушная игрушка. Недостаточно только сделать машину, нужно научить ее летать, знать ответы на все вопросы, которые она задает. После недавнего завершения доводочных испытаний, компания ОАО "Гражданские самолеты Сухого" передала Superjet-100 на сертификацию в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В ходе презентации руководство МАК выдало представителям гражданских самолетов «Сухого» экспериментальный сертификат - среднемагистральный пассажирский лайнер Superjet-100 получил допуск к новому этапу летных испытаний. Пилоты проверят его управляемость в критических условиях. - Сегодня действительно знаменательный день, - вручая экспериментальный сертификат, сказал генеральный директор авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета Александр Донченко. - Компания «Гражданские самолеты Сухого» - разработчик самолета, завершила этап летных доводочных испытаний, и находится на пороге сертификационных заводских испытаний. Впервые, пожалуй, в отечественной истории процесс сертификационных испытаний начинают сразу два сертификационных агентства. Это Межгосударственный авиационный комитет - агентство, отвечающее за сертификацию в нашей стране, а также Европейское агентство по безопасности полетов. Это уникальная программа. По словам генерального директора авиахолдинга "Сухой" Михаила Погосяна, в ходе уже проведенных испытаний первый SSJ 100 совершил более 40 полетов и провел в воздухе более 100 часов. Максимальная высота полета составила 11 тыс. метров при скорости 0,7 от максимально возможной. Предстоящие сертификационные испытания подразумевают наиболее сложные их виды - испытания на больших углах атаки, которые призваны определить параметры сваливания самолета, и подтвердить высокую степень безопасности его пилотирования, заложенную еще на этапе проектирования системы управления самолетом. Например, испытания на сваливание проводятся при уменьшении скорости полета каждую секунду на 2 км/ч до сваливания самолета на нос или крыло. Проверки авиалайнера будут проводиться в Комсомольске, обязательно в подмосковном Жуковском и, по словам М. Пагосяна, возможно, в Италии, ведь на самолет уже есть заявки из-за рубежа. Всего предполагается построить 800 авиалайнеров этого типа. Отечественные авиаперевозчики заменят «Суперджетами» устаревшие Ту-134 и Ту-154 на линиях малой и средней дальности. Российский «Суперджет-100» станет в своем классе достойным конкурентом мировым авиапроизводителям. Поэтому даже название самолету конструкторы присвоили непривычное слуху российского пассажира - «Суперджет». По отечественной авиационной традиции самолет назывался бы Су-100. - Мы давно привыкли к тому, что компания «Сухой» и КнААПО являются лидерами в области создания военной авиационной техники России, но теперь и в гражданском авиастроении мы надеемся завоевать передовые рубежи, - сказал генеральный директор авиахлодинга, - причем планируем сделать это здесь, на Дальнем Востоке, в тесном взаимодействии с международной кооперацией, которая работает вместе с нами над этим проектом. SuperJet 100 - это стратегический выбор, - подчеркнул М. Пагосян. - Задача, которая стоит перед нами, - обеспечить выход гражданского авиастроения на передовые позиции за счет конкурентоспособности производителей. За последние два года мы сделали большой объем инвестиций в развитие КнААПО, составивший более 4 миллиардов рублей, и считаем, что опыт и потенциал Комсомольска-на-Амуре в сочетании с опытом взаимодействующей с нами в этом проекте международной кооперации, является хорошим фундаментом для реализации программы «Сухой Суперджет 100». Развитие такого масштаба проектов позволит увеличить объемы производства в Комсомольске-на-Амуре и окажет влияние на развитие социальной инфраструктуры края. В проект будут привлекаться молодые кадры. Этот самолет создается с использованием самых современных технологий и требует высокой квалификации специалистов как среди рабочих, так и среди инженеров-технологов. Михаил Погосян поблагодарил губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева и региональные органы власти за оказанныю поддержку и высказал надежду, что существующее взаимопонимание и взаимодействие обеспечит не только техническое и технологическое совершенствование, но создаст условия, чтобы в проекте такого масштаба смогли приезжать и работать вместе лучшие специалисты российского самолетостроения. - Я испытываю огромное удовольствие от того, что этап предварительных испытаний завершен. Мы нацелены на то, чтобы обеспечить точное выполнение сроков и завершить в следующем году сертификацию самолета, - сделал акцент гендиректор компании «Сухой», и не исключил, что среди потенциальных покупателей SSJ 100 может оказаться и создаваемый авиахолдинг "Авиалинии России". По оценкам экспертов, потребность рынка в лайнерах такого класса оценивается в 3 тыс. машин. С помощью SSJ-100 к 2025 году российские авиастроители намерены занять достойное место на мировом рынке гражданских самолетов. Генеральный директор ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Виктор Субботин также сообщил, что компания рассчитывает начать поставки "Суперджет 100" заказчикам в конце 2009 года. С особым интересом участники презентации, будущие пассажиры нового авиалайнера, отнеслись к словам ведущего летчика-испытателя по программе «Сухой Суперджет 100» Александра Яблонцева, что, впрочем, совсем не удивительно. Именно летчикам-испытателям, как никому другому, известны самые главные качества нового самолета - надежность и комфортность. - Самолет защищен, можно сказать, на 360 градусов и по вертикали, и по горизонтали, - сказал Александр Яблонцев, - он не позволяет делать крены выше допустимых, из которых уже очень сложно будет вывести самолет, не позволяет выйти за пределы ограничений по скорости. Вы видели Суперджет 100 в воздухе, наблюдали его маневренность, энерговооруженность и поняли, что это самолет всепогодный. У меня достаточно богатый опыт испытаний самых различных модификаций самолетов, но этот самолет сложно сравнивать с другими - лайнер представляет новое поколение развития авиационной техники. Для России это огромнейший шаг вперед, это совершенно иной уровень авиастроения, соответствующий требованиям жестких международных стандартов. Одно из самых больших его отличий - совершенно иная система организации управления, заключающаяся в повышенной защищенности от опасных режимов, из которых выводить самолет будет сложно. Это «умный» самолет. - Действительно, самолет сделан с высокой степенью защиты, - добавил к словам Александра Яблонцева летчик испытатель ЗАО «ГСС» Леонид Чикунов. - Но от глупости, к сожалению, не было, нет и не будет защиты даже на самых «умных» машинах, поэтому управление самолетом можно доверить только хорошо подготовленным людям, высоким профессионалам.
Итак, заводские испытания окончены и новому региональному самолету предстоят сертификационные летные испытания. Приятно осознавать, что, как и прежде, Россия богата людьми, способными воплощать мечты и надежды многих. Сокращая расстояния мы становимся ближе друг другу. Понятно поэтому возникшее желание как можно быстрее стать пассажирами самолета нового поколения. Как и понятна надежда, освободившись, наконец, от приступов мучительного страха полета, испытать радость его свободы, ощутить романтику воздушного путешествия и насладиться философией созерцания плывущей под крылом Суперджета прекрасной планеты Земля.
Варвара Матвеева
Справка Открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»). 20 февраля 2006 года Указом Президента РФ в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации создано Открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»). Корпорация создана для обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники. Президент и Председатель Правления корпорации - Федоров Алексей Иннокентьевич. В 1989-1998 годах возглавлял ФГПУ АВПК «Сухой», ныне ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», председателем Совета директоров которой является в настоящее время.
Открытое акционерное общество «Авиационная холдинговая компания «Сухой» Сокращенное наименование: ОАО «Компания «Сухой». Генеральный директор – Погосян Михаил Асланович. ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» принадлежит 100% акций ОАО «Компания «Сухой». В состав авиахолдинга ОАО «Компания «Сухой» входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы: ОАО «ОКБ Сухого» Яковлевич ОАО «КнААПО им. Ю.А. Гагарина» ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» ОАО ТАНТК им. Бериева ОАО НПК «Иркут» ОАО «Компания «Сухой» ведет работу по диверсификации производственной деятельности. Наиболее масштабной гражданской программой компании является семейство региональных пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ).