8/2008. Качественное функционирование системы технического обеспечения автотранспортного предприятия — мечта или реальность?
Рубрика: НАУКА / Методы эффективности
Качественное функционирование системы технического обеспечения автотранспортного предприятия — мечта или реальность?
Владимир Григорьев, к.т.н., ХПИ ФСБ России, г.Хабаровск
Техническое обеспечение автотранспортного предприятия - это важнейшее звено, обеспечивающее выполнение его основной задачи - перевозки грузов и пассажиров. Существующая в настоящее время система технического обеспечения была сформирована еще во времена Советского Союза, базировалась на плановом производстве товаров и оказании услуг и до сих пор значительных изменений не претерпела. Более того, изменившиеся экономические условия, в основном, подтвердили жизнеспособность системы. Однако некоторые ее позиции требуют уточнения, видоизменения и дополнения для повышения эффективности работы.
Общеизвестно, что система технического обеспечения - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание в работоспособном состоянии техники и ее безаварийной работы. Это дает сокращение расходов на содержание техники и увеличивает прибыль от произведенной работы с ее использованием. К основными элементами системы на современном этапе относятся организация и ввод в эксплуатацию автомобильной техники; организация и проведение ее лицензирования, технического обслуживания и осмотров; организация и проведение мероприятий по ремонту, техническому обслуживанию и осмотру элементов инфраструктуры автотранспортного предприятия и паркогаражного оборудования; снабжение автомобильной техникой, имуществом и расходными материалами; организация и проведение восстановления автомобильной техники и агрегатов; организация разноуровневой подготовки специалистов и повышение их квалификации; списание автомобильной техники, агрегатов и паркогаражного оборудования, дальнейшая эксплуатация которых являются экономически нецелесообразной; метрологическое обеспечение системы технического обеспечения. На качественное функционирование элементов системы существенное влияние оказывает уровень подготовки специалистов, объем финансирования, качество, полнота и своевременность технического обслуживания и ремонта, а также временные и пространственные показатели, в которых функционирует система. Управленческие решения, направленные на повышение эффективности функционирования системы технического обеспечения, должны приниматься на основе всесторонней оценки ее работы и видимых перспектив ее развития. Инструментом при решении подобных задач являются методики оценки систем обеспечения, которых в настоящее время имеется достаточное количество. Однако динамичное развитие экономики страны и реорганизация автотранспортной отрасли повлекли перераспределение функций между органами управления и принятие новых руководящих документов, а, следовательно, внесли коррективы в существующие методики. Данная ситуация особенно характерна для предприятий, где основным собственником является государство. Принятый в 2005 году Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и последующие его дополнения и изменения, оказали существенное влияние на принципы организации всех видов обеспечения автотранспортных предприятий при получении госконтрактов, в том числе и предприятий с другой формой собственности. Предлагаемая методика оценки эффективности функционирования системы технического обеспечения автотранспортного предприятия предназначена для оказания помощи в период принятия решений по техническому обеспечению предприятия в современных условиях с учетом перспективы его развития. В основе методики находятся статистические данные оценки эффективности функционирования системы технического обеспечения автотранспортного предприятия в различных временных границах и с учетом вероятностей их изменения, что и является целью предлагаемой методики. Основное ее отличие от других существующих методик в том, что оценка эффективности функционирования системы технического обеспечения осуществляется с использованием «фактора времени» - коэффициента, учитывающего временной период использования материальных средств, стоимость основных фондов и временных затрат на развертывание средств технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Для использования методики необходимо получить данные о текущем состоянии системы обслуживания и ремонта автомобильной техники и элементов инфраструктуры предприятия, подготовки специалистов систем технического обеспечения, ее финансировании, а также иметь временные и пространственные показатели функционирования системы. Статистические данные по количеству и качеству подготовки специалистов системы технического обеспечения позволяют оценить уровень подготовки специалистов. Подготовка специалистов осуществляется в плановом порядке, количество необходимого для подготовки специалистов времени является достаточно устойчивым показателем. Поэтому статистические данные по процессу обучения можно принять как объективно верные. Нестабильность денежных потоков, их разнесенность по времени поступления, факторы, влияющие на их своевременную реализацию, делают возможным позволяют провести теоретический анализ на основе модели, учитывающей адаптивные изменения функционирования системы при неоднородных потоках. В целом в отрасли в течение последних трех лет поступление финансирования осуществляется относительно стабильно и влияние различных факторов на этот процесс незначительно, поэтому их поступление допустимо представлять как достаточно устойчивый показатель. Для оценки времени поступления и освоения денежных потоков следует выяснить статистически определяемый параметр времени поступления средств с момента их заявки (заключения договора) до фактического получения и параметр периода времени, необходимого для обеспечения функционирования системы до следующего поступления финансирования или в соответствии с требованиями руководящих документов. Анализ проведения комплекса мероприятий по финансированию системы показывает, что существенное влияние на увеличение продолжительности этого периода оказывает отсутствие поставщика требуемых товаров и услуг, невозможность поставщика выполнить поставленные задачи в требуемом объеме и в установленные сроки, отсутствие потребности в поставках определенных видов товаров в том количестве, которое определяется поставщиком. Оценка возможности выполнения требуемых условий поставщиком, предполагает определение коэффициента действия поставщика, который может быть рассчитан как отношение объема средств, выделенных поставщику для решения необходимых задач к объему средств, которые поставщик в состоянии освоить. В случае, когда период времени получения финансовых средств меньше периода времени возможной их реализации, возникает задержка движения денежного потока , что предполагает новый перерасчет начального параметра средств, поступивших за период. Для оценки результативности распределения и фактического соответствия времени, затраченного на выполнение необходимых задач по поставкам и реализации услуг, необходимо определение «фактора времени», который должен учитывать время, потраченное поставщиком на поставку товара и период отсутствия услуг поставщика. Проведенное исследование установило, что «фактор времени» может принимать как положительные, так и отрицательные значения. Следовательно, при отрицательном значении «фактора времени» количество использованных средств, вложенных в функционирование системы, является излишним. Данный факт позволяет определить возможность использования средств в зависимости от факторов, влияющих на продолжительность периодов поступления и реализации финансовых потоков в конкретном регионе . В результате методика позволяет определить фактический объем средств, необходимых для функционирования системы технического обеспечения автотранспортного предприятия и осуществить оценку требуемого их количества для выполнения задач технического обеспечения. Однако для оценки эффективности функционирования системы требуется еще и «весовой» показатель этого параметра, который учитывает уровень инфляции и позволяет определить степень необходимости резервирования денежных средств. В данном случае таким показателем является коэффициент объема финансов. Оценка состояния автомобильной техники в момент первого диагностирования может быть определена как отношение исправных автомобилей предприятия к их общему количеству. Однако она позволяет оценить состояние образцов техники только в определенный момент времени и не учитывает вероятности выхода их из строя, наличия или отсутствия водителей и других факторов. Так как выход автомобилей в ремонт носит вероятностный характер, то для оценки динамики изменения состояния техники во времени целесообразно применить «прогноз вероятности» ее состояния, который является одним из наиболее существенных факторов при эксплуатации техники. В этой области специалистами различных институтов и технических центров проведено достаточное количество исследований. Анализ состояния техники большинства предприятий Дальневосточного региона показал, что использование общепринятых методик прогноза выхода из строя нецелесообразно, так как они не учитывают реальных сроков ее службы, фактического технического состояния, специфических условий эксплуатации и удаленности филиалов предприятия от органов технического обслуживания и ремонта. Исследования показали, что в связи со значительной удаленностью некоторых филиалов и неисправной техники от органов управления, время, затраченное на прибытие ремонтных бригад к требующему обслуживания или ремонта автомобилю, оказывает существенное влияние на функционирование системы технического обеспечения. В каждом автопредприятии, имеющем филиалы или выполняющем междугородние перевозки, принят так называемый условный филиал или образец техники, расстояние и скорость движения до которого будут равны среднему расстоянию и скоростям движения до всех существующих филиалов или выполняющих рейс автомобилей. Следовательно, в расчетах целесообразно применять среднее время на движение к условному филиалу или автомобилю в рейсе, что позволит определить скорость развертывания системы технического обеспечения для проведения ремонтных работ по стандартному физическому закону скорости. Для минимизации расходов, время на восстановление одного автомобиля подвижными ремонтными органами предприятия должно находиться в интервале от 5 до 15 часов, в зависимости от времени выдвижения к неисправному объекту. Следовательно, скорость развертывания системы технического обеспечения должна быть в пределах не менее 5 – 10 км/час. Однако приведение к единому знаменателю параметров скоростей развертывания всех образцов техники - достаточно трудоемкая задача. Поэтому для проведения расчетов целесообразно применить интегральный коэффициент скорости развертывания. Идеальным случаем при определении коэффициента скорости развертывания системы является случай равномерного наращивания и израсходования средств для решения поставленных задач. Для итоговой оценки эффективности функционирования системы технического обеспечения целесообразно применение экспоненциальной зависимости, так как полученные в результате расчетов значения общеприняты для оценки любых динамичных систем. При соответствующих значениях система оценивается следующим образом: - 0,7 и выше – система способна решать поставленные задачи; - 0,6…0,7 – система способна решать поставленные задачи не в полном объеме; - 0,5…0,6 – система способна решать поставленные задачи частично; - 0,5 и ниже – система не способна решать поставленные задачи. Расчеты, проведенные для оценки возможностей существующих систем технического обеспечения муниципальных предприятий Амурской области, показывают недостаточную эффективность их функционирования. Вероятность выполнения возлагаемых на них задач, при обслуживании имеющегося парка автомобилей, в большинстве предприятий в настоящее время не превышает шестидесяти процентов.
Для получения более подробных рекомендаций по применению методики оценки эффективности функционирования системы технического обеспечения автотранспортного предприятия вы можете обратиться в редакцию журнала, позвонив по телефону (4212) 703985, 704018.