Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Культура дорожного производства:
строить цивилизованно, эксплуатировать нормативно
Жизнь человека не зря сравнивают с дорогой. У кого-то она ровная и прямая, у кого-то извилистая, в ухабах и ямах, у других как наезженная колея. Для генерального директора ГУ «Управление по эксплуатации автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» Анатолия Ветошкина дорога, жизнь и судьба стали понятиями в прямом смысле слова неразделимыми.
Вставка
Анатолий Федорович Ветошкин
Родился 2 января 1949 года в с.Полетное Хабаровского края. В 1973 году окончил Хабаровский политехнический институт по специальности «автомобильные дороги» и по распределению приехал в Якутию, где по 1976 год работал главным инженером ДУ-1051. Следующие 17 лет отданы Якутавтодору: инженер, начальник отдела эксплуатации, заместитель начальника объединения. С 1993 по 2002-й — заместитель гендиректора Управления автодорог республики, Департамента автодорог, Объединенной дирекции автодорог Республики Саха (Якутия), первый заместитель гендиректора Агентства дорожной службы республики. Вот уже шесть лет возглавляет ГУ «Управление по эксплуатации автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)».
- В мое время все мальчишки хотели стать летчиками. Я не стал исключением, но к окончанию школы выбрал другой путь, рассказывает Анатолий Федорович. - Помню на первых курсах Хабаровского политехнического института я все время ждал, когда же начнутся профильные предметы, чтобы поскорее узнать, как строить дороги, которые так нужны людям и которых всегда так не хватает. Тогда на нашем факультете обучали всему, что связано с дорожным строительством: и проектирование, и искусственные сооружения, и мосты, и аэродромы. Так что мы действительно стали инженерами путей сообщения, как было у нас написано в дипломах. Так что никакой узкой специализации, наоборот большой спектр знаний и навыков, что делало нас универсальными специалистами.
- С приходом рыночных отношений изменилась ли дорожная политика государства?
- Да, если в советское время о средствах беспокоиться практически не приходилось и мы выполняли план по содержанию дорог на 150 процентов, то начиная с 90-х, а особенно после упразднения территориального дорожного фонда, наступили трудные времена. Финансирование резко пошло вниз, объемы сократились. Стали не только меньше строить, но и меньше ремонтировать дороги, постоянным стало недофинансирование их содержания. Результаты пожинаем до сих пор. Это были не лучшие времена и для подрядных организаций.
Наше первое предприятие «Управление по строительству, ремонту и содержанию дорог», крупнейшее в республике, несколько раз переживало реорганизацию, а это всегда отрицательно сказывается на работе, психологическом климате в коллективе. Сегодня все позади. Вот уже седьмой год мы являемся Управлением по эксплуатации автомобильных дорог Республики Саха (Якутия), где работает 41 человек, из которых 35 - ИТР. Занимаемся ремонтом и содержанием автодорог, обеспечением безопасного движения автотранспорта и созданием благоприятных условий для пользователей дорог. В нашем ведении также находится строительство мостов малой длины. У ГУ «Дирекции по строительству автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» принимаем дороги и занимаемся их содержанием и эксплуатацией. Кроме этого ведем работу по межеванию и отводу земель под дороги, оформлением документов на землю под уже существующими автотрассами, диагностикой и паспортизацией.
Если раньше в нашем ведении было свыше 19 тысяч километров дорог, то после передачи в 2007 году в муниципальную собственность семь тысяч километров, согласно ФЗ «Об организации местного самоуправления в РФ» осталось сначала 12 тыс. км., затем с передачей автодороги «Вилюй» в федеральную собственность, осталось 10 тыс. км. Правда, муниципалитеты пока не готовы самостоятельно содержать дороги, вот и обращаются по старой памяти к нам. Но закон есть закон, и теми же автозимниками теперь они должны заниматься самостоятельно - проводить аукционы, выбирать подрядчика и многое другое.
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) оставшаяся сеть региональных дорог передана нам в оперативное управление. Их балансовая стоимость составляет на сегодняшний день более 16 миллиардов рублей. Это наши основные фонды. Мы занимаемся проведением торгов (аукционов), работаем с подрядными организациями, финансируем работы, контролируем их выполнение и качество.
Следует учесть, что из этих 10 тысяч километров дорог семь тысяч сезонные – сухопутные и ледовые автозимники. Львиная их доля находится в Арктике, где тяжелейшие условия труда. Из общей протяженности дорог, находящихся на нашем балансе, три тысячи километров имеют твердое покрытие: асфальтобетонное, гравийное или цементобетонное.
- Действительно ли в советское время, когда финансирование было стабильным, строилось больше дорог, чем сейчас, в условиях рыночных отношений?
- Наше дорожное управление в поселке Амга строило и ремонтировало по восемь километров дорог в год. Для районной организации совсем неплохой показатель. Проблема была в том, что у дорожников не было техники. Я говорю не о современных экскаваторах или других дорожных машинах, не хватало обычной дорожной техники, транспорта. Весь он был привлеченный из других организаций. Сейчас тоже техники не в избытке, но во время проведения аукциона мы можем выбирать организации, которые приходят на рынок с серьезным намерением получить объем работы, наиболее сильных и оснащенных. Наша главная задача - вовремя обеспечить выигравшие аукцион предприятия финансами. Именно финансы сегодня являются наиболее сложной и острой проблемой.
Дороги всегда играют особую роль в развитии экономики, особенно в такой огромной республике как Якутия. Это раньше на первом месте была авиация, сегодня — автотрассы. Ведь в некоторые населенные пункты можно добраться только зимой, когда открываются автозимники. Во все остальные времена года вообще невозможно. Но люди в 21 веке не могут жить изолированно. К тому же, требуется осуществлять завоз грузов. В нынешнем году, например, из-за обмеления реки Яна они не были доставлены до пунктов назначения, а депонированы в Нижнеянске. Теперь задача дорожников – быстрее открыть ледовые автозимники, чтобы доставить эти грузы в арктические улусы. Зима нам в этом году помогает, очень суровая.
- Анатолий Федорович, сложно ли быть сегодня руководителем дорожного предприятия?
- Хлеб дорожника никогда не был легким и сладким. К сожалению, на мой взгляд, сейчас слишком много структур разного уровня, которые нас контролируют, а больше мешают работать. Никто не спорит, что требования правильные. Пора цивилизованно строить, эксплуатировать и ремонтировать дороги. Нужна культура производства. Но такое количество проверяющих - перебор. А вот чего нам не хватает, так это некоторых нормативных документов. Из-за этого возникает ряд вопросов.
Высокие требования сегодня предъявляются к строителям, ведь на дорогу приходит новая, порой очень сложная техника, что требует высокого уровня образования и подготовки дорожных строителей. Кратно увеличиваются и требования к руководителю. Он сегодня должен быть разносторонним профессионалом, не замыкаться на своем предприятии, а знать все, что происходит в транспортном комплексе не только республики, но и всего Дальнего Востока, России в целом.
С интересом изучаю опыт своих коллег из других регионов и стран: как содержатся дороги в горной местности, на Севере, в условиях вечной мерзлоты. Без этого нельзя. Даже в отпуске или туристической поездке первым делом обращаешь внимание на дороги. Добавьте специальную литературу и семинары. Все это - обычная жизнь дорожного строителя, и не только меня, как руководителя организации, но каждого нашего работника. Мы ежегодно в своем бюджете закладываем средства на повышение квалификации. Наши работники побывали на учебе в Финляндии и Канаде, где аналогичные условия для строительства и эксплуатации дорог.
- Какие проблемы дорожников вы бы выделили особо?
- Первое - финансы. Об этом вам скажут все дорожники, и это действительно так, потому что строительство и содержание дорог - это по-настоящему дорого. Сейчас мы в республике строим железную дорогу. Она крайне необходима и очень облегчит и удешевит доставку грузов, но только до Якутска, а дальше грузы должны будут отправляться на Север и в Арктику водным транспортом летом, а все остальное время - автотранспортом. Потому одновременно необходимо создавать сеть опорных автомобильных дорог, строить мосты. Все в комплексе. Эти пункты записаны в нашей транспортной стратегии, значит, республике нужны силы и средства для их реализации.
Есть проблемы и по пропуску большегрузных машин. Пример того, что они могут сделать с дорогой за небольшой отрезок времени, у всех перед глазами. В свое время федеральную дорогу «Лена» просто раздавили большегрузы, так как она проектировалась давно и не была рассчитана на такой автотранспорт. Как, впрочем, и все дороги в России. Нужен весовой контроль.
Часть проблем поможет решить переход на нормативное содержание и ремонт дорог. Нормативы по специальной методике уже разработаны и после утверждения в правительстве начнут работать. Может быть тогда будет полегче.
Все давно поняли, что нужно заниматься дорогами. Сегодня одного понимания мало, нужны реальные шаги. Часть из них уже сделана. Это принятие транспортных стратегий России и республики. Вновь встал вопрос о постоянных источниках финансирования. Не случайно на съезде транспортников, который в начале декабря проходил в Якутске, поднимался вопрос о возрождении территориального дорожного фонда, что даст гарантию дорожникам и позволит планировать работу на несколько лет вперед.
- Анатолий Федорович, в нынешнем году исполнилось 35 лет как вы начали строить дороги в Якутии. Что для вас значит дорога?
- Это моя жизнь. Я точно знаю, что другую профессию я бы не выбрал.
Марина Колбасина. |