Рубрика: ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Все начинается с дороги
Марина КОЛБАСИНА
Сначала строится дорога, и лишь потом – новый город, завод, ГЭС…Наверное поэтому и отношение к дорожникам должно быть особое. Сегодня, наконец, приходит понимание того, что развитие экономики невозможно без создания дорожной инфраструктуры. Но если на строительство федеральных и региональных автомагистралей средства выделяются, и на этот счет разработана транспортная стратегия, то муниципальные дороги все еще находятся на обочине интересов властей.
О том, как живет сегодня дорожное предприятие в глубинке, разговор с директором ООО «Дороги Олекмы» Юрием Маковеевым.
- «Дороги Олекмы» были созданы в 2005 году после ликвидации прежнего убыточного предприятия, разрушенного хроническими неплатежами. Все его работники перешли в новую организацию. С появлением первой прибыли мы выкупили часть старой техники и приступили к формированию собственной базы. Позднее приобрели новую современную технику: самосвалы, погрузчики, экскаваторы и бульдозеры. Если раньше предприятие занималось только дорогами, теперь сфера нашей деятельности значительно расширилась. Кроме содержания дорог, берем подряды практически на все виды строительных работ. Строим и содержим мосты, некоторое время назад занимались реконструкцией аэропорта. С 2002 года в Олекминский район пришла крупная добывающая компания «Алмазы Анабара», с которой у нас сложились хорошие партнерские отношения, и теперь мы выполняем все подряды на строительство. Предприятием «Дороги Олекмы» построен пищекомбинат, где сегодня производят разнообразную молочную продукцию, которая занимает достойное место на российском рынке. Кроме того, наша компания построила административное здание, гостиницу, типографию, две котельных. В августе этого года запустили лесопромышленный комбинат. Словом, дел хватает. В ближайших планах запуск котельной, строительство гаражей и административного здания.
- Получается, что сегодня предприятие «Дороги Олекмы» практически полностью переквалифицировалось?
- Нет, это не так. Мы имеем лицензии на все виды строительных работ, но главным для нас остается содержание дорог. Что поделаешь, если сегодня практически не строятся новые муниципальные дороги, нет денег на ремонт существующих, а средства выделяются только на их содержание. Сама жизнь заставила нас искать новые виды деятельности. Вот сейчас готовимся к новому проекту. Уже разработана проектно-сметная документация на строительство двух мостовых переходов, в декабре эти объекты выставят на торги, и наше предприятие обязательно примет в них участие. Надеемся на победу.
К сожалению, сегодня система торгов устроена неправильно. Я не понимаю, как можно их вести на понижение стоимости, если уже готова и защищена проектно-сметная документация? Ведь это понятно даже не специалисту - любое снижение стоимости проекта приводит только к потере качества, а от этого напрямую зависит безопасность объекта. Уверен, что в этой области необходимы изменения.
- В настоящее время в Олекминском улусе Республики Саха (Якутия) строится один из участков нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Ваша компания получила подряды на этом объекте?
- Мы рассчитывали на подряды, потому что такое грандиозное строительство предполагает возведение дорог и мостов. На деле получилось иначе. Все необходимые материалы завозятся по уже существующим магистралям. У нас есть разовые контракты, по которым мы предоставляем технику на строительство перехода, есть договоры со связистами и энергетиками. На длительные контракты нам идти невыгодно, потому что тогда мы потеряем все старые наработки и по содержанию местных дорог, и с нашим постоянным партнером ОАО «Алмазы Анабара». Совместить же работу не получится: для таких серьезных объемов наше предприятие слишком маленькое.
- Юрий Львович, а сколько человек сегодня трудится в компании «Дороги Олекмы»?
- В штате 70 постоянных работников. Плюс к этому еще пять-шесть бригад. Сезонными их трудно назвать, потому что они выполняют подряды на объектах круглогодично. Конечно, нам не угнаться за теми зарплатами, которые существуют в системе «Восточная Сибирь – Тихий океан», и по этой причине многие работники ушли на строительство нефтепровода. Оплата у нас сдельная, и те, кто работают на линии, получают до 30 тысяч рублей в месяц.
Конечно, есть проблемы с кадрами, и особенно это касается механизаторов. С началом декабря мы всегда начинаем заниматься автозимником. В зоне обслуживания 600 километров: 300 в сторону Якутска, 300 - в сторону Ленска. В очень непростых условиях люди неделями живут в вагончиках. Весной начинаются ремонтно-строительные работы и новые трудности. Что поделаешь: хлеб у дорожников всегда был нелегким. Но мы делаем все, чтобы сохранить наши дороги и свой коллектив.
- Строительство дорог и производственных зданий – абсолютно разные направления. Не трудно их совмещать в рамках одного предприятия?
- Нет, не трудно. В свое время я окончил Томский инженерно-строительный институт по специальности инженер-строитель, так что все это мне знакомо. А шесть лет назад мой сын закончил тот же институт и факультет и пришел к нам работать. Он занимается производственными работами, в его ведении находятся бригады и технологии. Кроме того, есть у нас главный инженер, пять мастеров, плановый отдел и отдел контроля качества. Я, как руководитель, постоянно повышаю свою квалификацию: курсы, специализированные журналы, техническая литература. Все это помогает в работе.
- Какими производственными цехами располагает ваше предприятие?
- В арсенале «Дорог Олекмы» собственный бетонный цех, где перерабатывается порядка тысячи тонн бетона в год, два миксера. Так что мы полностью обслуживаем свои потребности, сами заливаем фундаменты. Сегодня идет увеличение резервуарного участка на нефтебазе, и мы строим фундаменты для резервуаров. Есть пилоцех, где наши специалисты делают двери, окна, фурнитуру для своих объектов. Это выгодно и нам, и заказчику.
Мы надеемся, что предприятие «Дороги Олекмы» будет востребовано и в дальнейшем. Тем более что перспективы у Олекминского района сегодня огромные. Рядом с нефтепроводом пройдет газопровод. Естественно, что параллельно должна идти автомобильная дорога. Уже началось строительство ЛЭП. В плане строительство ГЭС, ГОКа на железорудном месторождении, где так же потребуются автомагистрали. Думаю, что дорожное строительство получит развитие. Во всяком случае, наше предприятие к этому готово. У нас есть для этого все необходимое: люди, техника, опыт, а главное - желание работать.
- Юрий Львович, чего, по вашему мнению, не хватает сегодняшним дорожникам для нормальной работы?
- В настоящее время у предприятия существует серьезная проблема с разработкой карьеров. Мы не можем до конца оформить документы, хотя и лицензия есть, и налоги платим, а вот последнюю точку никак не поставим из-за неразберихи с документами. Думаю, необходимо принять ряд законодательных актов, которые бы создали приемлемые условия при оформлении документации. А то получается, что мы играем по правилам, а приходящие компании пользуются карьерами без разрешительных документов, потому что сегодня легче заплатить штраф, чем оформить разрешение.
Есть и другая проблема, пожалуй, главная, - финансы. Необходимо восстановить дорожный фонд, потому что с его ликвидацией образовался провал в финансировании строительства дорог – такого источника в бюджете просто нет. Уверен: будет фонд - будет финансовое планирование и гарантированное строительство и содержание автомобильных дорог. А иначе дорожные вопросы не решить. Дороги - это кровеносные артерии экономики. Все с них начинается. Вдумайтесь: даже свои прожитые годы человек называет жизненной дорогой
Наша справка:
Юрий Львович Маковеев родился в Узбекистане, куда в 20-х годах прошлого века судьба занесла по переселению его предков. В 1979 году закончил Томский инженерно-строительный институт, факультет «Автомобильные дороги», работал в Чите, в райкоме комсомола в Крыму, потом на Севере. В 1987 году приехал с семьей в Якутию, в поселок Нюрба, в 1990 году перевелся в Олекминское ДРСУ в качестве главного инженера. С 1995 года работал руководителем АДС ПМК, которое затем было реорганизовано в ГУП «Дороги Олекмы».
Юрий Львович - почетный дорожник Росси, имеет множество республиканских наград, является депутатом районного Совета, возглавляет комитет по промышленности, транспорту и сельскому хозяйству.
|