Суббота, 30.11.2024, 10:38
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [275]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

9-10/2008. Новый формат студенческих строительных отрядов.

Рубрика: ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 

Новый формат студенческих строительных отрядов

Александр Вишневский,
к.т.н., доцент,
Читинский государственный университет

Значение каждой крупной стройки, каковой являются магистральные транспортные объекты, связывают с перспективой развития территорий, через которые они пройдут, когда будут введены в действие. Но не меньшее значение дорога приобретает уже в процессе строительства.  Реальные условия строительства, требующие незамедлительного решения сложнейших задач обеспечения устойчивости, эксплуатационной надежности и работоспособности транспортных сооружений, способствуют совершенствованию методов выполнения строительных работ и организации труда, внедрению новых технологий.

В свое время строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали дало развитие не только производственному и научному потенциалу регионов Сибири и Дальнего Востока, но и такой форме организации труда как студенческий строительный отряд. Фактически студенческие строительные отряды переросли в крупнейшее молодежное движение.
Со временем канул в лету идейный организатор и вдохновитель побед – комсомол, а народные стройки сменили название на инвестиционные проекты.  Тем самым движение ССО сошло на нет. Это можно назвать небольшим лирическим отступлением, но сегодняшние реалии вновь способствуют развитию ССО в новом формате экономических отношений.
Одним из наиболее крупных строительных объектов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение для регионов Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья,  является автомобильная дорога «Амур» Чита-Хабаровск.  На всей ее протяженности в Забайкальском крае, Амурской области и Еврейской автономной области работают множество предприятий, которые могут быть потенциальной производственной базой для организации работы студенческих строительных отрядов. И этому есть свои объективные предпосылки.
Главная из них – это сезонность дорожно-строительных работ, а в районах с суровым климатом строительный сезон гораздо короче. И в этот короткий, главным образом летний период для освоения больших объемов работ требуется максимальная концентрация трудовых ресурсов - квалифицированных рабочих, механизаторов и инженерно-технических работников. Несмотря на высокий уровень механизации, в дорожном строительстве существует достаточно большая доля ручного труда. Это  работы по строительству водопропускных труб, укреплению откосов земляного полотна и систем отвода поверхностных вод, инженерному оборудованию и обустройству дорог. И собрать рабочих для выполнения таких сезонных работ, обеспечить им условия проживания в малообжитых районах, является существенной проблемой для дорожно-строительных организаций. А студенты, свободные в летнее время от учебного процесса, наиболее   подходят для этого. Помимо того, что это молодые физически крепкие и здоровые люди, они являются квалифицированно подготовленным контингентом и легко обучаемы основам технологии строительства. А это уже неотъемлемое условие обеспечения высокой производительности и качества работ.
Не менее важно и то, что студенческий строительный отряд – это практически самостоятельное производственное подразделение со своей внутренней структурой управления, состоящей из командиров, бригадиров или звеньевых, которые и осуществляют руководство работами. В результате  требуется минимальное участие управленческого персонала дорожно-строительных организаций, которое в основном сводится к постановке производственных задач и приемке выполненных работ.

Наглядным примером организации труда ССО на строительстве автомобильной дороги «Амур» Чита-Хабаровск служит ЗАО «Труд». Это предприятие работает на строительстве дороги с 1997 года. С этого же времени ведет свою историю созданный при непосредственном участие ЗАО «Труд» Байкальский студенческий строительный отряд (БССО). Первоначально он состоял из студентов Иркутского государственного технического университета. В настоящее время в его составе работают не только студенты вузов г.Иркутска, но также Братского государственного технического университета и Читинского государственного университета. Ведется работа по привлечению студентов Сибирского автомобильно-дорожного института (г.Омск) и Тихоокеанского государственного университета (г.Хабаровск). Общая численность бойцов в составе БССО ежегодно составляет 150-200 человек.
Отряд  БССО-ЧитГУ был образован в 2005 году на основании договора о сотрудничестве между Читинским государственным университетом и ЗАО «Труд». В результате студенты получили возможность проходить производственную практику и работать в составе  стройотряда на строительстве автомобильной дороги «Амур» Чита-Хабаровск. В 2005г. в составе студенческого строительного отряда работали 25 бойцов; в 2006г. – 15; в 2007г. – 18. Они участвовали в строительстве участков дороги 298км – 350км и 483км – 503км. С участием бойцов БССО-ЧитГУ было построено и введено в действие 92 км автомобильной дороги «Амур».
Как правило, отбор в состав БССО-ЧитГУ осуществляется из наиболее подготовленных студентов по специальностям, близким по профилю к дорожному строительству. К ним относятся специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины», «Сервис технологических и транспортных машин», «Организация и безопасность дорожного движения». Представители Департамента по управлению персоналом (руководитель – заместитель Генерального директора ЗАО «Труд» по управлению персоналом А.В. Важенин) ежегодно выезжают в вузы и проводят общие собрания и личные беседы со студентами. К участию в ССО допускаются студенты, прошедшие медицинский осмотр и вводный инструктаж по технике безопасности. На место производства работ осуществляется организованный выезд. В вахтовых  поселках на участках строительства дороги для бойцов ССО предусмотрены необходимые условия проживания, питания и бытового обслуживания. Работа в ССО и прохождение производственной практики засчитываются студентам в трудовой стаж. Но главным стимулом их участия в БССО была и остается материальная заинтересованность. И в этой связи отмечаем, что средняя заработная плата бойца БССО-ЧитГУ в 2005г. составляла 9000 рублей в месяц, в 2007г. – уже 14000-16000 рублей. Рост зарплаты был обусловлен не только внешними экономическими факторами, но и переходом с аккордной системы оплаты труда к сдельно-премиальной. А это уже связано с повышением статуса бойцов студенческого строительного отряда и доверия к ним со стороны предприятия.
Специфика дорожного строительства такова, что обычно подрядчик аккумулирует финансовые ресурсы на вводных объектах, тем самым придавая работникам дополнительный материальный стимул к скорейшему завершению строительства и вводу объекта в эксплуатацию. Как правило, заработки работников на вводных объектах несколько выше, чем на переходящих. В ЗАО «Труд» учитывают этот фактор и для ССО характерна уравнительная система, нивелирующая размеры  заработков независимо от статуса объекта.    
Не смотря на напряженный график работ, по 10-11 часов в смену, без выходных, студенты БССО сосредотачиваются не только на работе. Ярким событием в жизни стройотряда является культурно-спортивный праздник, посвященный Дню Строителя. Этот день в ЗАО «Труд» официально объявлен выходным, а праздничные мероприятия организуются на базе одного из филиалов. Студенты участвуют в соревнованиях  по различным видам спорта, как между ССО, так и в составе команд своих филиалов.
Байкальский студенческий строительный отряд играет заметную роль в производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Труд». Вопросам качественной организации и работы БССО, производственной практики студентов профильных специальностей на предприятии уделяют серьезное внимание. Специалисты Департамента по управлению персоналом регулярно выезжают на участки работ студентов не только с целью посмотреть их в деле, но и для того, чтобы всесторонне проанализировать условия работы и оплаты, проживания и досуга. По итогам работы стройотряда и прохождения производственной практики традиционно проводятся собрания и круглые столы, где также с использованием предварительного анкетирования студентов и отзывов об их работе со стороны наставников проводят анализ деятельности и обобщают накопленный опыт. Бойцам ССО выдают именные сертификаты, а студентам, проявившим себя с наилучшей стороны при прохождении практики, материальные поощрения. 
Организуя стройотряды, в ЗАО «Труд» еще одну, не менее важную в современных условиях задачу – это привлечение и закрепление на предприятии высококвалифицированных специалистов – инженеров-дорожников, механиков, горняков, менеджеров и экономистов. На примере студентов Читинского государственного университета можно проследить, как воплощается кадровая политика уже на начальном этапе. Так студенты, принимавшие участие в БССО, при прохождении производственной практики назначаются на инженерно-технические должности (дорожные мастера и мастера буровзрывных работ, геодезисты, линейные механики, инженеры ПТО и лабораторий) без испытательного срока. При последующем трудоустройстве после окончания вуза возможны назначения с минимальным испытательным сроком на должности прорабов или руководителей инженерных служб (геодезического контроля, лабораторий, механизации), поскольку выпускники уже имеют опыт работы в ЗАО «Труд». Можно по-разному оценивать эту деятельность данного предприятия, но ежегодно с 2005г. из ЧитГУ в ЗАО «Труд» трудоустраиваются 3-4 инженера-дорожника, и 1-2 инженера-механика, что составляет 20-30 % от общего количества выпускников данной специальности.    
В заключении следует сказать, что студенческие строительные отряды  не потеряли свою актуальность в современных условиях, более того, взаимодействие вузов и производственных предприятий в этой области открывает новые перспективы в  подготовке специалистов высокой квалификации.

Категория: Мои статьи | Добавил: dvdorogi07 (26.01.2009)
Просмотров: 1328 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика