Рубрика: ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Камчатка: дороги и люди
На Камчатку, как в известной песне, «только самолетом можно долететь». Действительно, на далекий полуостров по-прежнему можно попасть только воздушным транспортом, а потом, в зависимости от того, куда пролегает маршрут, передвигаться лишь на автомобиле – легковом или тяжеловесном. Впрочем, малопроходимых дорог на Камчатке все меньше. Яркий пример – завершившееся в ноябре нынешнего года строительство трассы Петропавловск-Камчатский – Мильково – Усть-Камчатск, которое длилось на протяжении сорока лет.
Одним из основных подрядчиков, трудившихся на этом объекте, был ФГУП «Камчатавтодор». Сегодня у нас есть возможность познакомиться с его коллективом и узнать, как живут дорожники Камчатки, чем наполнены их непростые будни.
Александр Белоуско, генеральный директор ФГУП «Камчатавтодор»
– Александр Григорьевич, расскажите о становлении вашего предприятия, о том, чем оно живет сегодня? – Автодор – старейшее предприятие Камчатки, в этом году ему исполняется 76 лет. Если раньше оно было единственным, кто строил дороги, управлял ими и отвечал за их содержание, то сейчас, когда многое в нашем государстве изменилась, дорогу строят и обслуживают подрядчики, выигравшие торги на данный вид работ. История нашего предприятия славная, но непростые для дорожной отрасли времена внесли в нее свои коррективы. Буквально за последние пять лет Автодор по ряду субъективных и объективных причин потерял объемы работ. Все эти годы мы в полном смысле слова выживали, да и сейчас финансовая ситуация предприятия оставляет желать лучшего. Но не все так безрадостно, потому что сегодня уже просматриваются перспективы на ближайшие годы: состоялся аукцион на участки реконструкции дороги Петропавловск-Камчатский – Мильково, подписан четырехлетний контракт на 1 млрд. 200 млн. рублей. Кроме того, есть заказ федерального центра. Это помогает строить планы, думать о том, как правильно освоить деньги, выполнить существующий объем работ. Аукцион состоялся только в сентябре, и теперь до конца года по нашему объекту нужно освоить 260 млн. рублей. Сумма огромная, ведь это почти годовая программа. Но есть надежда, что неосвоенные деньги перейдут на следующий год. Во всяком случае, так уверяет заказчик – Краевое государственное учреждение «Камчатуправтодор». Таким образом, до момента открытия финансирования на следующий год у нас будет возможность работать. Строительство дороги Петропавловск-Камчатский – Мильково – Ключи-Усть-Камчатск, в котором мы принимали участие, имеет 40-летнюю историю. Задумывалась она как альтернатива морскому пути снабжения. Во времена перестройки строительство было почти заморожено, и лишь в ноябре 2008 года оно завершилось. Теперь уже в прошлом все опасения, связанные с селем, распутицей, бездорожьем. Действительно, прежде до Усть-Камчатска можно было добраться, преодолев препятствия в виде двух переправ: в районе Козыревска (168км), где находится наш катер и в Ключах. Но и эта проблема разрешится совсем скоро - уже готовится проектная документация на строительство моста на 168км, и этот дорожный объект значительно облегчит жизнь жителям района. Сейчас мы перебрасываем все силы в сторону Мильково. Кроме того, нам обещают добавить финансирование на содержание федеральной трассы, предполагается ее частичный капитальный ремонт. Во время переговоров по этому вопросу назывались разные цифры. К примеру, озвучивалось, что на два участка дороги будет выделено 116 млн. рублей, но вполне возможно, что в связи с экономическими трудностями и в стране, и мире, в плане останется один участок с финансированием в пределах 48 млн. рублей. На следующий год мы предполагаем, увеличить производство асфальтобетона. У нас есть асфальтобетонные заводы (АБЗ), причем планируется их модернизация, поскольку выполнить предполагаемые объемы тем оборудованием, которое имеется в наличии, невозможно. Сейчас заключили контракт, согласно которому из города Кременчуг поступит часть оборудования для первого этапа модернизации. В планах покупка еще одной асфальтобетонной установки. И хотя удовольствие это, надо сказать, дорогое, без этого в нынешних условиях не обойтись. Кроме того, предприятию необходимы асфальтоукладчики, катки, и по поводу приобретения этой техники сейчас тоже ведутся переговоры. «Вживляем» в производство дробильные комплексы. Ведем работы и на территории АБЗ: строим общежитие для дорожников, отряд которых до недавнего времени трудился на дороге до Усть-Камчатска, а теперь переводится в Мильково. – Сколько же человек сегодня в «Камчатавтодоре»? – Точная цифра – 430. Из них инженерно-технический состав – примерно 80 человек. На любом предприятии сегодня существуют проблемы с кадрами, и мы не исключение. Значительное уменьшение объема работы в последние годы стало причиной, того, что мы потеряли и многих специалистов. К сожалению, но, возможно, и к благу для общего дела, мы видим, что во всех вновь создаваемых предприятиях дорожной отрасли Камчатки, больше половины работников – бывшие Автодоровцы. Новые сотрудники, конечно, приходят на предприятие, но им пока не хватает опыта в дорожном строительстве, а порой и стремления его приобретать. Приходится задумываться о привлечении людей с материка и даже из других стран.
– А собственные кадры не пробовали «выращивать»? – Прежде такая практика в Автодоре существовала. Дети многих наших работников учились в дорожных вузах. У нас есть ребята, которые вернулись после учебы и остались на предприятии, но есть и такие, кого испугала задержка зарплаты и они ушли. Мы всегда стремились, чтобы дети дорожников шли по их стопам, продолжали династию. Это традиция, и сегодня молодые люди осваивают дорожные специальности в соответствующих профильных учебных заведениях, и очень хочется верить, что они вернутся в Автодор.
– Александр Григорьевич, расскажите немного о себе, как давно вы работаете в этой отрасли? – Можно сказать, всю жизнь. В 1976 году окончил институт в Омске, приехал по направлению на Камчатку. Десять лет отработал на дорогах в п.Тигиль Корякского автономного округа, потом два года был начальником Усть-Камчатского ДРСУ ПРСП «Камчатавтодор», еще два года – председателем Ключевского горисполкома. Затем в течение десяти лет возглавлял ДСУ-2 (позднее оно стало ДРСУ-3) в Мильково. Когда функции дорожников разделились на заказчиков и подрядчиков, распоряжением администрации области меня назначили директором Дирекции «Камчатавтодора» (ныне Краевое государственное учреждение «Камчатуправтодор») и пять лет я отдал этой должности. Год работал заместителем по строительству в ФГУП «Камчатавтодор», теперь - генеральный директор. Камчатка – вся моя жизнь, и уезжать отсюда я не собираюсь. Будем работать, использовать все возможности. Не хочу говорить громких слов, но поскольку Автодор сегодня находится в сложном положении, моя мечта – поставить его на ноги.
Игорь Сведенцев, главный инженер ФГУП «Камчатавтодор»
Родился и вырос на Камчатке. После окончания Хабаровского политехнического института с 1978 по 2004 годы работал в Елизовском ДРСУ-1 мастером, главным инженером. С 2004 года назначен главным инженером ФГУП «Камчатавтодор», где продолжает курировать строительство автодороги в Усть-Камчатском районе, и с осени 2008 года - реконструкцию «Петропавловск-Мильково км 261-км-288». В плане реконструкции, которая рассчитана на 4 года, укрепление этого участка с последующим устройством дорожной одежды из асфальтобетона.
– Игорь Васильевич, а чем порадовал завершающийся год? – Можно сказать, что 2008 год был неплохим для нашего предприятия. Мы получили заказы на большие объемы работ. Завершено строительство автодороги «Мильково-Ключи –Усть-Камчатск».Радует и то, что, наконец, проблема дорог озвучивается на всех уровнях, в том числе, правительственном. Сегодня из бюджета поступают немалые средства, что позволяет строить перспективные планы и на будущие годы. Александр Никулин, и.о. директора ДРСУ-2 ФГУП «Камчатавтодор»
– В дорожной отрасли я с 1993 года. Дорога наша довольно протяженная, - рассказывает Александр Анатольевич, - исколесил я ее, что называется, «от» и «до» и знаю практически всех людей, которые здесь работают. Зона нашей ответственности начинается от 138км трассы Петропавловск-Камчатский – Мильково до Эссо и Атласово. Дорога до столицы Быстринского района села Эссо, этнографического центра, который так любят туристы, наиболее сложная как для нас, дорожников, так и для водителей. Эти 69 километров трассы изобилуют крутыми подъемами, спусками, поворотами, прижимами к реке Быстрая, скалам. Зона ответственности ДРСУ-2 продолжается до 168 км по «твердой» дороге, а дальше начинаются водные препятствия - через реку Камчатка мостового перехода нет. В летнее время здесь работает паромная переправа, которая связывает Усть-Камчатский район с «большой землей». Здесь базируется наш катер и барж-площадка. Зимой мы «намораживаем» ледовую переправу, чтобы грузоподъемный транспорт мог двигаться беспрепятственно и спокойно. Заканчивается зона ответственности поселком Ключи – 267км от Мильково. Плюс к этому ответвления – паромная переправа к поселкам Лазо и Таежный через реку Камчатка. – Это очень серьезные объемы. Сколько же человек обслуживает эти участки? – Все 160 человек, которые трудятся в ДРСУ-2, привлечены к содержанию дороги. Для работ, связанных с реконструкцией, количество людей увеличивается. Как и везде трудностей у нас немало. Главная из них заключается в том, что уже давно не обновлялся парк дорожно-строительной техники. Справляемся только благодаря мастерству наших работников, так как кадры достаточно постоянные, и стаж некоторых специалистов превышает 30 лет. Это истинные дорожники, которые пришли на предприятие молодыми и до сих пор составляют стержень предприятия.
– Александр Анатольевич, расскажите о планах на будущий год. – Как в области содержания, так и строительства, все надежды на участок реконструкции, где есть возможность достойно себя проявить. Главное, у людей есть желание работать, созидать, содержать дорогу еще лучше. Сегодня ситуация в дорожной отрасли – финансовая, экономическая, социальная – довольно сложная. Наше руководство помогает управлению в меру своих возможностей, мы это понимаем, но надеемся на внимание и поддержку. Конечно, от руководителей зависит многое, но все же основная ответственность и нагрузка лежит на тех, кто трудится на дистанциях, на дороге, в кабинах автомобилей, грейдеров, бульдозеров.
В преддверии праздника, ФГУП «Камчатавтодор» поздравляет своих сотрудников, партнеров и всех дорожников Дальнего Востока с Новым годом и желает крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов, а самое главное – терпения и надежды на лучшее!
Дарья Кожемяка
Дорожное ремонтно-строительное управление № 2 ФГУП «Камчатавтодор» имеет в своем составе девять дорожных дистанций. На его «плечах» более 600 километров обслуживаемых дорог – от 138-го до 308-го километра трассы Петропавловск – Мильково, от нулевого до 267-го километра трассы Мильково – Усть-Камчатск, 69 километров дороги до Эссо и чуть менее 100 километров подъездных дорог. При списочной численности предприятия 130 человек в ДРСУ № 2 имеется 55 единиц автотранспорта и 78 единиц строительно-дорожных машин. Это серьёзная материально-техническая база, позволяющая осуществлять надлежащий уход за дорожным полотном.
|