Железнодорожный транспорт входит в число ведущих отраслей хозяйственного комплекса Хабаровского края. По сравнению с другими регионами Дальнего Востока наш край имеет неоспоримое преимущество: по его территории пролегают два широтных хода – южный (часть Транссибирского направления) и северный (Байкало-Амурская магистраль с выходом на порты Ванино и Советская Гавань). Это создает благоприятные условия для внутренних и внешних перевозок, оказывает положительное влияние на социально-экономическое положение субъектов Дальнего Востока.
Соответственно, по объемам транспортной работы Хабаровский край занимает первое место на Дальнем Востоке. Удельный вес грузооборота по краю в ДВФО составляет 32,2%, пассажирооборота – 35,5%. Для экономики края характерна высокая доля транспорта в отраслевой структуре валового регионального продукта (ВРП), достигшая в 2006 году 14%, что превосходит аналогичный общероссийский показатель почти в два раза. В крае доля железнодорожного транспорта в грузообороте составляет 95%, в пассажирообороте – 28%.На железнодорожном транспорте трудится порядка 30 тысяч человек – около 5% от общей численности занятых в экономике края. Ежегодно предприятия железнодорожного транспорта вносят в бюджет края примерно 2,5 млрд. рублей.
Сергей Зражевский подробно рассказал о планах деятельности министерства транспорта на ближайшие годы. В крае создан координационный совет предприятий транспортного комплекса и основных грузоотправителей, а также постоянно действующая рабочая группа при управлении министерства транспорта, где рассматриваются вопросы обеспечения подвижным составом, увеличения погрузки, сокращения простоев, улучшения технологии работы с железной дорогой. Одно из важных направлений совместной деятельности правительства края и Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта – повышение эффективности работы компаний – владельцев подвижного состава.
Первоначально, в соответствии с реформой железнодорожной отрасли, такие компании создавались для формирования конкурентного рынка в сфере перевозок. Однако при отсутствии ясной государственной политики в этой области и четкой схемы взаимодействия «перевозчик – оператор – грузовладелец», подвижной состав используется неэффективно. В результате тарифы на перевозки компаний-операторов возрастают на 15-20% от установленных Прейскурантом, что делает их неконкурентоспособными по сравнению с автомобильным транспортом, случаются простои и несогласованность поставок. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо создание четкого правового поля для деятельности компаний-операторов. В решении этой проблемы должно сказать свое слово Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Развитие транспортной инфраструктуры в Хабаровском крае определено в федеральных целевых программах «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» и «Модернизация транспортной системы России (2002-2010гг.)».
Одним из приоритетных проектов на территории края в области железнодорожного транспорта является строительство второй очереди железнодорожной части мостового перехода через Амур у Хабаровска. Сдать вторую очередь моста планируется в июле 2008 года, а после окончания строительства подходов, в августе 2009 года, по нему будет открыто движение. Другой приоритетный проект – переустройство участка железнодорожной линии Известковая – Чегдомын, попадающего в зону влияния водохранилища Бурейской ГЭС. Благодаря Федеральному агентству железнодорожного транспорта, решившему вопросы финансирования и хода строительства, уже в октябре на вновь построенном участке планируется открыть движение поездов.
Особое внимание уделяется развитию Ванино – Советско-Гаванского транспортного узла и увеличению пропускной и провозной способности линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань и всего БАМа.
В Послании Президента Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года говорится о важности формирования эффективной транспортной системы и, в частности, в сфере железнодорожного транспорта. Реализуя положения Послания Президента, правительство Хабаровского края приняло постановление № 109-пр от 08 июня 2007 года. В соответствии с ним в Министерство транспорта РФ направлены предложения по включению в проект федеральной целевой программы развития транспортной системы России в 2010-2015 г. проекта стратегической программы развития Байкало-Амурской магистрали на перспективу до 2020 года. Это проект развития Ванино – Советско-Гаванского транспортного узла и увеличения пропускной и провозной способности железнодорожного транспорта на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань и всего БАМа.
Дальнейшее развитие портов Ванино и Советская Гавань требует от ОАО «Российские железные дороги» проведения реконструкции участка Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, для чего необходимо включить этот важный объект в Инвестиционный фонд и строить его на условиях государственно-частного партнерства.
По этому вопросу в правительстве края неоднократно проводились совещания, а в июне текущего года по инициативе губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева в порту Ванино побывала делегация во главе с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным. В ходе визита было проведено совещание и подписан протокол, в котором намечены основные направления формирования Ванино – Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла на период с 2007 до 2020 года и перспективы его развития.
Развитие Ванино – Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла как точки экономического роста, обусловленного участием частных инвесторов, потребует наращивания пропускных и провозных железнодорожных мощностей Северного широтного хода. Прогнозируемый грузооборот этого транспортного узла составит к 2020 году более 60 млн. тонн в год.
Сегодня же техническое состояние линии Комсомольск-на-Амуре – Совгавань позволяет перевозить до 12 млн. тонн грузов в год. Увеличить грузопоток к 2010 году ориентировочно до 17 млн. тонн в год поможет открытие на участке Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре – Совгавань двенадцати ранее закрытых раздельных пунктов и строительство дополнительных одиннадцати разъездов по Северному широтному ходу. Строительство обхода Кузнецовского перевала с сооружением нового тоннеля длиной 3980 метров, удлинение приемоотправочных путей станций до вместимости 71 условный вагон позволит внедрить сквозные технологии вождения поездов весом до 5600 тонн и ориентировочно, к 2015 году, увеличить провозную способность до 31 млн. тонн в год. В свою очередь, строительство двухпутных вставок и вторых путей, удлинение приемоотправочных путей на станциях участка Хани – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань позволят, также ориентировочно, к 2020 году перевозить до 53 млн. тонн грузов в год.
Раскрывая тенденции развития железнодорожной отрасли, министр транспорта указал и на некоторые проблемные моменты. Анализ основных показателей деятельности предприятий железнодорожного транспорта в Хабаровском крае в 2006 году выглядит не совсем оптимистично. В прошлом году произошел спад объемов транспортной работы в сравнении с 2005 годом: грузооборот уменьшился на 5,2%, пассажирооборот – на 1,4%.
Поэтому в настоящее время правительство края и Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта ведут активную работу по увеличению объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом, принимаются меры, которые должны позволить как уже в этом году, так и в последующие годы изменить ситуацию к лучшему.
|