Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы России и играет ключевую роль в обеспечении потребностей населения в перевозках, обеспечивая в целом потребности экономики и государства.
Прогнозируемый рост объемов грузовых перевозок, обусловленный положительными тенденциями в развитии экономики страны, требует усиления пропускных способностей основных направлений.
В настоящее время, в связи с резким ростом грузовых перевозок, протяженность «узких» мест, то есть работающих с превышением пропускной способности, составляет 8,3 тысячи км, или 30% от основных направлений, обеспечивающих примерно 80% всех грузоперевозок страны. При сохранении существующих темпов модернизации инфраструктуры, протяженность «узких» мест может к 2015 году составить уже около 13 тысяч км, то есть половину всех основных направлений.
Серьезные ограничения в пропускной способности Транссибирского направления имеются по причине ограничения скоростей движения, вызванных дефектностью больших инженерных искусственных сооружений (тоннелей и мостов) из-за значительных сроков службы.
Требует реконструкции тоннель под рекой Амур у Хабаровска – его пропускная способность скоро станет недостаточной для пропуска возрастающих объемов.
Нуждается в существенном развитии пропускная способность инфраструктуры БАМа, в том числе в направлении Комсомольск-на-Амуре – Ванино. Интенсивный рост объемов перевозок вызывает быстрый износ основного оборудования хозяйства электроснабжения, что создает трудности в эксплуатационной работе, особенно на подходах к Владивостокскому железнодорожному узлу.
Разрабатывая впервые такой долгосрочный документ, каким является «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», его составители учитывали техническое и технологическое отставание от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники и технологий.
За последние 20 лет уровень отечественной железнодорожной техники и технологии стал существенно отставать от уровня передовых стран мира.
Требуемые трудозатраты на содержание верхнего строения пути в разы превышают зарубежные аналоги, и даже щебень у нас имеет более низкие технические и прочностные свойства. В России не выпускаются рельсы для высокоскоростного движения. Не соответствует мировому уровню силовое оборудование тяговых подстанций.
Для создания инфраструктурной основы социально-экономического развития страны и повышения глобальной конкурентоспособности транспортной системы в целом необходима реализация долгосрочной государственной политики, инструментом которой является «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».
Стратегия имеет два варианта – минимальный (инерционный) и максимальный, основанный на сценарии лидерства в ряде ведущих научно-технических секторов и фундаментальных исследований (также в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, разработанной Минэкономразвития). Особенностью инновационного сценария развития является изменение структуры ВВП в сторону производства высокотехнологической продукции.
|