Массовое строительство дорог Якутии началось в 40-50-х годах прошлого века. В то время проекты строительства автомобильных дорог разрабатывались проектными институтами, которые рассчитывали максимальную нагрузку на дорожное полотно. На отдельных участках она составляла полторы тонны, на других – две, на некоторых – три. Сейчас изменились не только дороги – в силу временных изменений они просто не могут улучшиться, но и транспорт, который по ним передвигается, стал весить намного больше.
Не смотря на установленные дорожные знаки, ограничивающие вес проезжающего транспорта, по дороге с завидной регулярностью продолжают передвигаться, в лучшем случае, 11-тонные грузовики. Проезжает и автотранспорт иностранного производства, общая масса которого доходит до 70 тонн.
Ситуация стала критической после 1993 года, когда в связи с неблагоприятными экономическими условиями в стране прекратилась реконструкция дорожных полотен. Активно развивающееся же предпринимательство, наоборот, стало использовать все больше и больше тяжелой техники по принципу: больше грузим – дальше возим – больше получаем.
Ремонтные работы на дорогах возобновились только три года назад. Правительство обратило внимание на проблему передвижения по дорогам Якутии, и стало выделять на это приоритетное стратегическое направление значительные суммы: только в этом году Управление автомобильной магистрали «Невер – Якутск» Федерального дорожного агентства получило около 600 миллионов. Инвестиционные проекты и реализация федеральных целевых программ по развитию Дальнего Востока и Республики Саха (Якутия) до 2020 года предусматривают привлечение в различные отрасли более 400 млрд. рублей.
– По моим подсчетам получается около 30 миллиардов в год. А еще – 70 тысяч рабочих мест и до 10 тысяч единиц техники, которая будет привлечена, в том числе и на строительство автодорог, – комментирует начальник государственного учреждения Упрдор «Лена» Матвей Асланов. – Думаю, что возникнут новые поселки с населением около 10 тысяч о человек для строительства гидроэлектростанции на юге республики и добычи рудных ископаемых для стратегического назначения. А активное строительство столицы республики идет уже сейчас и уже сейчас заметен постоянно увеличивающейся грузопоток в этом направлении. Мы находимся в предвкушении большого объема работы, которому всегда только рады и об ожидающем нас натиске знаем и готовимся к нему. Однако существуют и трудности. Транспорт, который двигается по нашей дороге и так нелегкий, и, по всей видимости, будет становиться только тяжелее. Идет просадка земляного полотна, и мы практически постоянно ощущаем себя «на военном положении». Для того чтобы уменьшить нагрузку на земляное полотно и обеспечить надлежащее исполнение регламентирующего ее закона, мы неоднократно обращались в Министерство транспорта и МВД республики. Мы просили осуществлять контроль над соблюдением грузовых параметров, однако водители продолжают везти свои грузы, прекрасно зная, что проехать будет тяжело, что есть проблемные участки, построенные в 50-60 годах прошлого века, что земполотно 4-й технической категории предназначено для нагрузок на ось не более 4-5 тонн, но едут, не смотря ни на что.
Действительно, в апреле текущего года в ходе региональной научно-практической конференции по обеспечению качества дорожных работ в соответствии с современными нормами, материалами и технологиями в Хабаровске, Директор Межрегиональной дирекции по дорожному строительству в Дальневосточном регионе Валентин Иваненко отмечал: - по автомобильной дороге М- 56 «Лена» Б.Невер – Якутск, Президентом Российской Федерации обозначена необходимость развития транспортного коридора Томмот – Якутск, связанная со строительством железнодорожной магистрали. Это повлечет увеличение интенсивности и нагрузок на участок автомобильной дороги км712 – км1157. Именно Валентин Константинович осуществляет контроль за реконструкцией и строительством дороги на этом участке. Основная задача – до 2015 года провести реконструкцию дороги протяженностью более 215 километров на северном направлении, иначе натиск нагрузок, ожидаемый до 2020 года, будет держать в постоянном предельном напряжении не только людей, но и искусственные сооружения.
Тяжелые грузы – не единственное затруднение для любящих свою работу дорожников. Множество неудобств доставляет им и своеобразный климат Якутии.
– Определенные проблемы, как при строительстве дорог, так и при их реконструкции, обусловлены не слишком благоприятными климатическими условиями, – делится Матвей Саввич. – Климат меняется. Если раньше погода была довольно суровой, то сейчас все чаше летом идут дожди, которые не приходятся по нраву нашим дорогам. Наиболее эффективно проводить сложные технологические работы в теплое время года, но лето в Якутии короткое и мы оказались в плену между холодом и теплом. Впрочем, существуют новейшие технологии, которые позволят сделать дороги более «выносливыми» к климатическим условиям. До 2008 года мы планируем подключить к разработкам научно-исследовательский институт. Положительный опыт взаимодействия с учеными, решающими проблему вечной мерзлоты, у меня уже имеется. Я получил его, когда я был главным инженером на строительстве моста через реку Малый Нимныр, где пришлось решать проблему с поднявшимися наледями. Наши коллеги в Ханты-мансийском автономном округе применяют такие технологии, успешно борются с климатическими условиями, будем обмениваться опытом. Существуют целые институты мерзлотоведения. Такая связь нам просто необходима, но для этого, опять таки, нужно целевое финансирование.
Сегодня Асланов активно ведет поиск решения этих проблем с одной стороны через введение новых технологий, которые сделают дорогу более прочной, с другой стороны – через контакт с ГИБДД, осуществляющей контроль за соблюдением параметров осевых нагрузок. Мимо дорожных постов весового контроля без поддержки ГИБДД водители просто проезжают. Составленный же акт о весовых нарушениях - это возможность через судебные инстанции взыскать с нарушителя деньги на сумму нанесенного ущерба. Это дисциплинирует. И деньги эти, между прочим, идут в федеральный бюджет.
Если вышеперечисленные проблемы все же решаемы, то, делится с нами Матвей Саввич, есть еще одна трудность, справиться с которой не так-то просто.
– Существует понятие культуры вождения, которой так не достает у нас на дорогах Якутии. Водители создают помеху на автодороге во время ремонта, не ограждают места ремонта автомобилей, не убирают за собой мусор. Алкогольные напитки за рулем тоже пока еще рано вычеркивать из списка проблем. Тем не менее, мы планируем в этом году снизить количество ДТП, особенно на самых опасных участках, на 20-30%. В этом году запланированы мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на опасных участках автомобильной дороги. Небольшие плоды такой работы уже есть. Проблемы дорог касаются всех, кто по ним ездит, поэтому нужно учить и учиться бережно к ним относиться.
Говоря о не слишком приятных моментах своей деятельности, Матвей Саввич все же более охотно рассказывает о своих планах.
– Сейчас у нас происходят торги на размещение заказа, на которые выставлены 56 лотов. Из них 10 объектов по искусственным сооружениям. Заключено 52 контракта. До конца года планируется провести конкурсы еще по 18 объектам. Частью работ по ним однозначно займется наша организация, и это радует. Разумеется, мы не в силах сделать все самостоятельно, и поэтому подключаем подрядные организации. Выбирая их, стараемся отдавать предпочтение предприятиям региона. В первую очередь, потому, что знаем все их достоинства и недостатки, и можем прогнозировать качество работы. Кроме того, все налоги остаются здесь. Это важно.
Молодой руководитель предприятия - эту должность Матвей Саввич занимает с прошлой осени – с удовольствием рассказывает, как все начиналось – он ценит нелегко приобретенный опыт.
– Я работаю в Якутии уже 23 года, – вспоминает Асланов – Приехал в 1984 году и устроился мастером в поселке. Ушел в армию, когда вернулся – стал прорабом, потом главным инженером, заместителем директора… Карьерный путь был сложным, но интересным. Я не загадываю, когда он закончится – сколько отмеряно, столько и буду трудиться. По ощущениям – мог бы еще не меньше десяти лет…
Впрочем, в жизни Асланова существует не только работа.
– Здесь и женился, у меня есть две дочери, которые отчасти пошли по моим стопам: старшая заканчивает дорожный институт в Хабаровске, младшую же привлекает прикладная информатика. Все в жизни начинается с дорог. По дороге мы идем домой и из дома, приходит время, уходим по дороге.
Резюмируя нашу беседу, Матвей Саввич еще раз упоминает о масштабах работ, предстоящих Управлению.
– Сейчас на нас надвигается настоящий строительный ураган, и чтобы он не оставил незамеченной нашу дорогу, мы должны что-то предпринимать. Наша дорога – действительно уникальная, она соединяет Амурскую область и столицу Республики Саха (Якутия). Других альтернативных автомобильных дорог рядом с автодорогой М- 56 «Лена» нет.
Комментарий
Вопросы, касающиеся строительства автомобильных дорог Якутии, будут рассматриваться на втором Дальневосточном международном экономическом форуме, который пройдет в Хабаровске 18-19 сентября.
Развитию транспорта России будет отдан четвертый круглый стол, на котором выступит представитель Республики Саха (Якутия).
– Пока что дороги Якутии не могут являться образцом для подражания, но вскоре ситуация изменится, – рассказал Анатолий Скрыбыкин, заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). – В настоящий момент только небольшая часть автомобильных дорог республики доступна для проезда круглогодично. Большая часть является проезжей исключительно в летнее время, а в некоторые районы грузы доставляются раз в год. Эти проблемы решатся после завершения строительства железной дороги до Якутска и автомагистралей, доходящих до Иркутска, Магадана и Аяна. Кстати, они внесены в список федеральных дорог, так что скоро наступит то время, когда по дорогам Якутии можно будет проехать круглый год. |