Государственная политика по развитию транспортного комплекса Дальнего Востока, в том числе и Хабаровского края, определена «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года», Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)" и Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года. Эти программные документы предусматривают строительство в порту Ванино Хабаровского края специализированных перегрузочных комплексов, модернизацию и развитие железнодорожных станций, обслуживающих порт Ванино; строительство автодороги «Хабаровск-Лидога-Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре».
О развитии Ванино – Советско-Гаванского
транспортно-промышленного узла
А.Б. Левинталь
заместитель Председателя Правительства края – министр
экономического развития и внешних связей Хабаровского края.
Для реализации государственной политики Российской Федерации Правительством Хабаровского края формируются условия для создания крупного Ванино - Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла (ВСГТПУ), как приоритетного направления развития экономики и точки экономического роста. Создана постоянно действующая рабочая группа по развитию ВСГТПУ (Рабочая Группа), с участием представителей государственной власти и бизнес-структур, под руководством заместителя Председателя Правительства края – министра экономического развития и внешних связей края А.Левинталя.
Необходимое условие формирования ВСГТПУ - комплексное развитие целого ряда крупных инвестиционных проектов. Это проекты дальнейшего развития портовой инфраструктуры, расширения железной дороги, создания новых промышленных производств, включая строительство алюминиевого завода (дополнительный грузооборот около 1,2 млн. тонн в год), деревоперерабатывающих (ООО СП «Аркаим» и ООО «Ванино-Тайрику») и рыбоперерабатывающих предприятий, строительства дополнительных источников энергообеспечения, развития дорожного строительства, социальной и коммунальной инфраструктуры. Планируется использование новых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности на основе государственно-частного партнерства.
ВСГТПУ позволит реализовать стратегические, транспортные и географические преимущества Дальневосточного региона и Российской Федерации. Порты Ванино и Советская Гавань имеют до 900 гектаров свободной земельной территории и морские акватории с глубинами до 22 метров. Это дает возможность строить причалы без проведения дноуглубительных работ. Расстояние транспортировки грузов по международному транспортному коридору «Восток-Запад» через ВСГТПУ сокращается более чем на 500 км, по сравнению с портами Приморья. Привлечение грузопотоков на БАМ поможет решению проблемы эксплуатации и окупаемости магистрали.
ВСГТПУ – важнейший транспортный узел, находящийся на пересечении российских и международных транспортных коридоров и имеющий огромный потенциал развития. Две независимые железнодорожные магистрали – Транссибирская и Байкало-Амурская и судоходные линии от портов Ванино и Советская Гавань, образуют мощный международный транспортный коридор «Запад - Восток», связывающий Европу и Центральные районы России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Строительство автодороги «Хабаровск-Лидога-Ванино, с подъездом к городу Комсомольск-на-Амуре», позволит создать новый Международный транспортный коридор "Москва - Чита – Хабаровск – Лидога – Ванино – Холмск - Южно-Сахалинск – Корсаков - о. Хокайдо". Кроме того, развитие железнодорожного и водного транспорта, автомобильного строительства обеспечит транспортную доступность северных районов края, формируя развивающийся транспортный коридор «Юг – Север».
Уже сегодня порты ВСГТПУ имеют устойчивую грузовую базу. В основе ее структуры - лесные грузы, цветные и чёрные металлы, генеральные грузы, контейнеры, уголь, нефтепродукты, глинозём (импорт). Потенциал действующих портовых мощностей составляет около 16,3 млн. тонн в год. Инвестиции частного капитала в наращивание портовых мощностей и строительство дополнительных перегрузочных комплексов приведут к увеличению грузооборота ВСГТПУ до 2020 года в 7-10 раз.
В мае 2008 года запланирован ввод в эксплуатацию «Ванинского балкерного терминала» в южной части бухты Мучке порта Ванино компанией ОАО «Дальтрансуголь», дочерним предприятием компании ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания». Это увеличит объем перевалки угля в 2008 г. - на 3 млн. тонн, в 2009 г. - 8 млн. тонн, а с выходом на проектную мощность после 2010 года - 12 млн. тонн.
ООО «Сахатранс» по поручению Правительства Республики Саха(Якутия) заключен договор аренды земельного участка в северной части бухты Мучке для строительства транспортно-перегрузочного комплекса. Объем грузопотоков составит 16,1 млн. тонн к 2015 г. с достижением 31 млн. тонн к 2020 году. В основном это уголь Якутии, в том числе с Эльгинского месторождения, железная руда, лес.
Строительство перегрузочного комплекса для лесных и генеральных грузов на перспективных причалах порта Ванино с проектной мощностью около 2,1 млн. тонн к 2012 году будет осуществлять ООО СП «Аркаим». Компания ООО «Причал», представляющая интересы ООО «Базовый элемент», намерена строить перегрузочные комплексы, общей мощностью 3,1 млн. тонн в год. Действующее в Ванино предприятие ЗАО «Трансбункер», за счет ввода дополнительных мощностей, намерено нарастить грузооборот с существующих 3,2 млн. тонн в год до 4,5 млн. тонн к 2012 году. Компания ООО «Ариком», которая занимается строительством горно-обогатительных комбинатов и ведет разработку крупных месторождений в Амурской области, планирует построить в заливе Советская Гавань на мысе Марии перегрузочный комплекс железорудных концентратов с ростом мощностей от 1,1 млн. тонн в 2011 году до 7,1 млн. тонн с 2015 года. С появлением возможности транспортировки своей продукции до потребителей и с введением в эксплуатацию новых промышленных предприятий в Ванинском и Советско-Гаванском районах, начнут активно формироваться дополнительные грузопотоки через порты Хабаровского края.
Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края совместно с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами МЭРТ РФ рассматривает возможность создания портовой особой экономической зоны на базе ВСГТПУ. Это должно обеспечить интенсивный экономический рост портового хозяйства, повысить конкурентоспособность портов и, за счет предоставления экономических преференций (льгот и приоритетов), способствовать активизации участников инвестиционной деятельности. Дополнит комплекс инвестиционных проектов уже сегодня создаваемая экономическая основа развития погрузо-разгрузочных работ, услуг по складированию и хранению товаров, по управлению грузовыми перевозками, снабжению, снаряжению судов и судовой техники, ремонту, техническому обслуживанию и модернизации судов и судовой техники, переработке и консервированию рыбы и морепродуктов, предпродажной подготовке и упаковке товаров, сборочных операций, оптовой торговле товарами.
Все это позитивно повлияет на рост грузопотоков. Объем грузопотоков по железной дороге в направлении портов ВСГТПУ может увеличиться с существующих 7,4 млн. тонн до 30 млн. тонн после 2013 года.
В тоже время, существует серьезная проблема, препятствующая реализации этих проектов - ограничение провозной и пропускной способности на железнодорожном участке Комсомольск-на-Амуре – Ванино. Её решение является определяющим в развитии ВСГТПУ и создании на его базе портовой особой экономической зоны. Рабочая Группа при Правительстве края и министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края занимались решением этого вопроса в федеральных структурах, в ОАО «РЖД» и его филиалах Дальневосточной железной дороге, Гипротранстэи. В октябре 2006 года для обследования состояния БАМа и определения перспектив его дальнейшего развития ОАО «РЖД» была организована выездная комиссия. В июне 2007 года состоялось выездное совещание в п. Ванино при участии Президента ОАО «РЖД» В.Якунина, Губернатора Хабаровского края В.Ишаева и руководителей бизнес структур, реализующих проекты в ВСГТПУ. Были подписаны Соглашения между Губернатором Хабаровского края В.Ишаевым и Президентом ОАО «РЖД» В.Якуниным, ОАО «РЖД» и ОАО «СУЭК» и ООО «Ариком» по усилению железнодорожной инфраструктуры.
Предусмотрено три этапа усиления железнодорожной инфраструктуры.
На первом этапе будут проведены технические мероприятия, увеличивающие пропускную способность участка к 2009 году до 17 млн. тонн грузов в год. Это важнейшее условие обеспечения проектной мощности угольного терминала, вводимого в 2008 году в бухте Мучке компанией ОАО «СУЭК», которое должно быть выполнено ещё до ввода в эксплуатацию Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Ванино.
Второй этап – это реализация проекта «Реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань» компанией ОАО «РЖД», который даст возможность увеличить провозную способность с 3200 тонн до 5600 тонн и пропускную - до 31 млн. тонн к 2013 году. Стоимость проекта составляет 22,8 млрд. руб. в ценах соответствующих лет. Учитывая высокую стоимость, инициаторы проекта - ОАО «РЖД» - представили его в Правительство РФ на оказание господдержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ на основе государственно-частного партнерства. Правительство Хабаровского края поддержало проект перед Министерством транспорта и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и сейчас он проходит стадии согласования.
На третьем этапе с 2013 до 2020 года необходимо реализовать проект «Стратегическая программа развития Байкало-Амурской магистрали на перспективу до 2020 года», разработанный Гипротранстэи, который позволит довести пропускную способность БАМа до 53 млн. тонн в год к 2020 году. В тоже время Правительство Хабаровского края обратилось в ОАО «РЖД» с необходимостью корректировки проекта и изменения проектной пропускной способности железной дороги на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань к 2020 году до 65 - 70 млн. тонн, заявленных инвесторами.
В связи с высокой стоимостью проекта - более 317 млрд. руб. - без государственной поддержки он не сможет осуществиться. Предполагается, что вложения частных инвесторов только в развитие портовой инфраструктуры составят к 2015 году 13,8 млрд. руб. и к 2020 году 22,6 млрд. руб.
Не менее значимо для роста интенсивности грузовых и пассажирских потоков ВСГТПУ завершение строительства автомобильной дороги «Хабаровск-Лидога-Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре», связывающей ВСГТПУ с автодорожной сетью Российской Федерации через федеральную автодорогу Чита – Хабаровск («Амур»). На строительство автодороги предусмотрено направить 10,3 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета 9,3 млрд. руб. и 1,0 млрд. руб. из средств краевого целевого бюджетного дорожного фонда с вводом автодороги в эксплуатацию в 2013 году. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусматривает также инфраструктурные проекты строительства и реконструкции автодорог «Селихино-Николаевск-на-Амуре», «Комсомольск-на-Амуре-Березовый-Амгунь-Могды–Чегдомын», «Аян-Нелькан-Югоренок». За счет увеличения интенсивности движения, перераспределения и привлечения новых грузов, ввозимых в северные районы, дополнительный грузооборот по автомобильной дороге в направлении портов Ванино и Советская Гавань может возрасти с 1 млн. тонн в год в 2013 году до 5 млн. тонн в год к 2020 году. Программа предусматривает и строительство береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения «Ванино-Холмск», местных аэропортов Чумикан, Охотск, Богородское и другие. Эти проекты будут способствовать реализации частными инвесторами крупных базовых инвестиционных проектов.
Интенсивность жизнедеятельности и повышение деловой активности в Ванинском и Советско-Гаванском районах приведут к необходимости регулярного воздушного сообщения, которое может быть обеспечено за счет развития аэропорта Советская Гавань (МУП «Аэропорт»), способного после реконструкции т принимать самолеты Ту-154 и Ил-76. Это сделает регулярным воздушное сообщение, позволит в полном объеме осуществлять услуги по авиаобслуживанию, пожаротушению, аэрофотосъемке и даст дополнительный импульс к развитию региона. Для реконструкции взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, приобретения светосигнального оборудования в соответствии с нормами эксплуатации аэропортового комплекса потребуется средств около 1 млрд. рублей.
Другое важнейшее условие развития ВСГТПУ - решение вопроса его энергообеспечения. Имеющиеся энергомощности уже исчерпаны. Дополнительные объемы потребления электроэнергии к 2020 году могут быть обеспечены только за счет реализации инвестиционных проектов. Рост общих объемов энергопотребления ожидается в 2,1 раза до 1040 млн. кВтч. Компанией ОАО «ДГК» и филиалом ФСК ЕЭС России «МЭС Востока» намечено построить в г. Советская Гавань ТЭЦ мощностью 120 МВт и вторую линию ВЛ-220 кВ «Комсомольская Ванино» протяженностью 360 км, мощностью 100 МВт. Ввод в эксплуатацию ТЭЦ на полную проектную мощность к середине 2011 года, ВЛ-220 кВ – к 2013 году, позволит дополнительно обеспечить потребителей до 920 млн. кВтч. в год, с учетом перспективы возведения объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. Проекты по строительству ТЭЦ и ВЛ-220 включены в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» с финансированием 6,7 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 3,9 млрд. руб. и частных инвестиций – 2,8 млрд. руб.
Требует решения и вопрос обеспечения инвестиционных проектов развития ВСГТПУ трудовыми ресурсами – дополнительно необходимо 7,3 тыс. человек. Для этого надо построить 226 тыс. кв. метров жилья, детские дошкольные учреждения, школы, провести строительство и реконструкцию магистральных тепловых сетей, водозаборов, очистных сооружений, канализации и других объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. Потребуется строительство поликлиники с отделением скорой помощи, фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий модульного типа, а также развитие телемедицины, спортивных объектов, расширение услуг связи.
Создание портовой особой экономической зоны на базе ВСГТПУ, предоставление преференций участникам инвестиционной деятельности ускорит темпы развития экономики Хабаровского края, Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации в целом. Проект создания портовой особой экономической зоны на базе ВСГТПУ приобретает статус общегосударственного значения, так как позволяет за счет освоения месторождений, создания новых производств, расширения экспорта транспортных услуг обеспечить социально-экономическое развитие всех регионов, входящих в зону БАМ. Это, в свою очередь, создаст условия для перехода железнодорожного направления на порты ВСГТПУ в статус международного транспортного коридора «Восток-Запад».
Утверждено А.Б. Левинталь |