Суббота, 30.11.2024, 16:43
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [275]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

6/2007 СЕРВИС - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ (комплекс мер для обеспечения качества эксплуатации горных машин)

Рубрика: НАУКА И ПРОЗВОДСТВО

Верх стр.: ЭКСПЛУАТАЦИЯ И КАЧЕСТВО

 

СЕРВИС - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ

комплекс мер для обеспечения качества

эксплуатации горных машин

Игорь Крадинов

кандидат экономических наук

 

К началу 90-х годов прошлого века горнодобывающая промышленность России вошла в полосу глубокого кризиса, вызванного высокими издержками производства, и отсутствием рынков сбыта произведенной продукции.

Нарушение хозяйственных связей, вызванное распадом СССР, многочисленные ошибки периода перехода к рыночным отношениям оказали дополнительное деструктивное влияние на социально-экономическую ситуацию в горнодобывающей промышленности. Технологическое оборудование к этому времени морально устарело, а изношенность горной техники на отдельных карьерах достигла 70%. Применяемые технологии и технические средства при открытых способах разработки месторождений полезных ископаемых, в большинстве своем не соответствовали комплексу современных требований экономики, экологической и социальной безопасности. На рассыпных месторождениях природного, природно-техногенного и техногенного типов применялся чаще всего бульдозерный способ выполнения вскрышных и добычных работ. Подобная практика настоятельно требовала снижения затрат на эти виды работ путем применения новой, менее энергоемкой техники, модернизации промывочного оборудования первичного обогащения и совершенствования технологий добычи, а  условия современного российского рынка диктовали необходимость существенного снижения себестоимости товарной продукции горных предприятий.

Надо признать, что в последнее десятилетие стали возникать новые технологии производства открытых горных работ и связанно это, в первую очередь, с процессом совершенствования горной техники и появлением ее новых видов, что и наложило на технологию производства работ определенный отпечаток. Например, решение задачи обновления карьерного фонда за счет внедрения в практику открытой угледобычи карьерных гидравлических экскаваторов нового поколения может значительно повысить уровень интенсификации производства на действующих угольных разрезах и снизить себестоимость добываемого твердого топлива.

Сегодня на вскрышных и добычных работах применяются преимущественно модели горных машин, проработавшие в угольных разрезах по 10-15 лет, а отдельные и 20 лет. Изношенность техники 60-80%. Поломки связаны чаще всего с повышенными динамическими нагрузками при работе с мерзлыми породами и снижением ударной вязкости металлоконструкций рабочего оборудования и привода машин при отрицательных температурах. Немногим более эффективны при рыхлении мерзлых пород навесные рыхлители на тракторах промышленного назначения и импортные бульдозерно-рыхлительные агрегаты.

В Российской Федерации, при существовании бульдозерно-скреперного, экскаваторного, гидравлического и комбинированного способов работ на открытых разработках, наиболее распространен бульдозерный способ производства вскрышных и добычных работ, а парк машин состоит преимущественно из отечественных бульдозерных и бульдозерно-рыхлительных агрегатов на базе трактора Т-130 и его модификаций. В таких условиях важнейшим  элементом комплекса мер по обеспечению высокого уровня эксплуатационной надежности парка горной техники на открытых горных разработках является технический сервис. Известно, что основные требования пользователя к технике включают обеспечение стабильной высокой производительности за счет максимального сокращения числа остановок и простоев машины по техническим причинам, а также возможность длительной эксплуатации техники без постепенного ухудшения эксплуатационных параметров машины и, следовательно, производительности. В число требований входит и обеспечение высокой прибыли за счет максимально возможного сокращения денежных затрат по устранению технических причин остановок и простоев машины. Степень удовлетворения перечисленных требований в значительной мере зависит от показателей надежности изготовляемых машин, проявляемых в эксплуатации. При этом под надежностью машины понимается ее способность сохранять работоспособность в течение определенного промежутка времени.

Под нарушением работоспособности машины понимается остановка ее работы в результате поломки детали, агрегата или невозможности ее дальнейшей эксплуатации, вследствие ухудшения технического состояния, безопасности, качества, экономичности. Вполне очевидно, что обеспечение работоспособности требует ресурсов на стадии проектирования, производства и эксплуатации машин. Величина этих ресурсов сказывается на цене машины и на затратах на ее эксплуатацию.

Надежность, как известно, в основном характеризуется более простыми свойствами – безотказностью, долговечностью,  ремонто-пригодностью, обеспеченностью техническим сервисом и при регламентируемых затратах формируется из  минимального числа остановок по техническим причинам и быстрого устранения этих причин, что, в свою очередь, зависит от конструкции машины, правильного её выбора, правильной эксплуатации и высокого качества технического сервиса. На быстрое устранение остановок машины по техническим причинам влияет также обеспеченное быстрое нахождение неисправностей и их причин, удобство ремонта и технического обслуживания и высокое качество технического сервиса, включающее своевременное предоставление качественных запасных частей. Под правильным выбором машины понимается рациональное формирование комплекса (комплекта) машин, обеспечивающего их оптимальную загрузку. Правильная эксплуатация машины - это грамотные действия оператора на всех стадиях эксплуатации, в том числе действия по диагностированию ее технического состояния, а также эффективная организация транспортировки и хранения. Под своевременным обеспечением качественными запасными частями понимается деятельность производителя машин по доставке потребителям необходимых запасных частей в требуемое время и место.           

Ведущие зарубежные компании - «Caterpillar», «Hitachi», «Volvo», «Komatsu» - осуществляют планирование высоких показателей надежности для стадий проектирования, производства и эксплуатации машин. При этом особое внимание на первых двух стадиях уделяется проведению испытаний по схеме «деталь – узел - машина в целом», что обеспечивает высокую безотказность и долговечность машин. Для   выполнения   действий, не   связанных   с   проектированием   и производством, предусматривается предоставление потребителям сопутствующих услуг по подготовке операторов, и сервисного персонала. Таким образом, очевидно, что надежность машины закладывается при ее проектировании и обеспечивается при производстве и эксплуатации.          

К сожалению, большинство российских предприятий уделяют недостаточное внимание вопросам повышения надежности машин, особенно на стадии эксплуатации. Во всем мире наблюдается широкое распространение высококачественного технического сервиса. С усложнением конструкций машин проявилась устойчивая тенденция, при которой непосредственный пользователь машин сервисом не занимается. Этим занимаются дилеры, торговые предприятия, специализированные сервисные предприятия, арендные предприятия, лизинговые и другие специализированные компании.      

В случае некачественного сервиса, как правило, возникают первичные потери в виде незапланированных простоев по техническим причинам, уменьшения производительности за час непрерывной работы, брака и  значительно возрастающем уровне трудовых, энергетических и материальных затрат. В целом по объектам и отдельным работам в результате потерь возникает необходимость увеличения числа потребной техники, уменьшается надежность производственных процессов и, как следствие, уменьшается прибыль и увеличивается продолжительность работ.     Закономерно, что и у предприятия, предоставляющего сервисные услуги, в результате недостаточного эффективного сервиса возникают первичные потери. Как правило, они проявляются  в виде роста текущих затрат ресурсов на проведение операций по сервису, роста капитальных вложений в ремонтно-эксплуатационную базу и в парк резервных машин, снижения уровня ценности всех видов предоставляемых услуг в сознании потребителя, что в результате приводит к падению авторитета предприятия. Если же услуги по сервису предоставляет само предприятие-пользователь машин, то для него могут иметь место все виды перечисленных потерь, а их количественные значения будут зависеть как от характеристик простейших свойств надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости), так и от уровня качества технического сервиса.         Ежегодное увеличение потерь наблюдается и с увеличением возраста машин. Наибольшие потери имеют место после 3-4-х лет эксплуатации. Падение производительности может быть более 50%, рост денежных затрат -до 100% и более, завышение состава парка машин - до 50% и более и т.д.                         В передовой мировой практике сложились определенные стратегические установки обеспечения высокого качества сервиса. Большое внимание уделяется мерам профилактики, направленным на максимально возможное уменьшение отказов машин. Своевременно осуществляется упреждающий ремонт агрегатов каждой машины, пока он не трудоемок, не осложнен и не требует крупных расходов и длительного простоя. Все действия по технической эксплуатации выполняются в течение планируемых простоев машин и в нерабочее время, что максимально сокращает время каждого ремонта машины и время его ожидания.           Следует отметить, что ведущие мировые производители горных машин, учитывая влияние сервиса на конкурентоспособность произведенного товара, пристальное внимание уделяют подготовке сервисного персонала и обучению операторов. С этой же целью создают экспертные системы, обеспечивают своих дилеров большим комплексом документов по всем процессам сервиса, изготавливают специальное переносное диагностическое оборудование и оснастку, обеспечивают смазочными материалами, запчастями своих потребителей, дилеров и арендные центры.

Стратегическим установкам по качественному обеспечению сервиса соответствуют состав, структура, взаимосвязь и направленность основных работ по сервису. Диагностические проверки должны с высокой точностью определять техническое состояние элементов машины. Цель таких проверок - выявление неполадок до того, как они станут причиной остановки техники. В передовой практике диагностирование осуществляется при участии машиниста и высококвалифицированных специалистов по сервису. При этом машинист проходит специальную подготовку.

Не менее экономически эффективно ускоренное устранение отказов путем агрегатного ремонта в полевых условиях, в условиях мастерских  и ремонт агрегатов в мастерских на основе результатов диагностических проверок. По рекомендациям некоторых изготовителей, для ряда ответственных агрегатов устанавливается предельная наработка, по достижению которой агрегат снимается с машины и у него заменяются подшипники, уплотнения. В случае превышения установленных сроков устранения отказов машины, на ее место на все время ремонта устанавливают резервную машину.      

Техническое обслуживание, диагностирование и несложные ремонты преимущественно осуществляются на месте работы машин с помощью передвижных мастерских. Более сложные ремонты, техническое обслуживание и капитальный ремонт осуществляются на базе. С центрального склада базы осуществляется снабжение запасными частями и пополнение оборотного фонда агрегатов. Подобная централизованная структура имеет наилучшие показатели по затратам ресурсов и обеспечивает минимум потерь.

Особое значение имеет процесс управления сервисом. Успешно функционировать служба сервиса может лишь в том случае, если она документально оформлена. При этом различают три группы документов:  документ - руководство (охватывает всю службу сервиса в целом); сопутствующие документы (охватывают отдельные макропроцессы); множество документов (охватывают отдельные частные вопросы). В высоко эффективных сервисных службах улучшение их деятельности связанно с непрерывным повышением качества всех главных процессов и трудовых ресурсов на основе постоянного обучения. При этом особенно акцентируется сопоставление важнейших характеристик деятельности с аналогичными характеристиками у конкурентов.

В заключении можно отметить, что современный сервис горных машин является высокотехнологичным сложным видом деятельности, который осуществляет техническое сопровождение горной техники на всех этапах жизненного цикла, начиная от ввода в эксплуатацию и заканчивая списанием и утилизацией. Переход к такому сервису в России неизбежен. Его экономическая эффективность заслуживает пристального внимания и изучения  и дает возможность пользователям техники в полной мере заниматься внедрением новейших современных технологий и технологических процессов, направленных на увеличение производительности и существенное снижение себестоимости товарной продукции горных предприятий.

Категория: Мои статьи | Добавил: dvdorogi07 (28.11.2007)
Просмотров: 1204 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика