Рубрика: Круглый стол
Стратегии развития
Виктор Шпаков
Президент Ассоциации «Хабаровскавто»
Дальний Восток не должен быть окраиной
Президент Путин абсолютно прав, говоря о неэффективном использовании конкурентных преимуществ Дальнего Востока. Сегодня они, действительно, задействованы не в полной мере. Транзитные коридоры пропускают пока только крупные грузопотоки – нефть, газ, металлолом и тому подобное. Для того чтобы наша страна совершила экономический рывок, необходимо развитие малого и среднего бизнеса. Сейчас же экономических коридоров для малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке попросту не существует. Коммерсанты испытывают большие трудности с доставкой небольших грузов – крайне проблематично, допустим, доставить один контейнер из Японии или Китая, так как отсутствует технология и все организационные вопросы приходится решать самостоятельно.
Недостаточно развитая для малого и среднего бизнеса инфраструктура Дальнего Востока также не способствует эффективному использованию региона. Он отстает от Запада, в первую очередь, по состоянию сети дорог. В северном направлении – в стороне Магадана, Якутии, Колымы сложилась неблагоприятная ситуация из-за отсутствия железных дорог. Не все благополучно и с автомобильными трассами: окончание строительства магистрали «Чита-Хабаровск» явно затягивается. На форуме активно обсуждались пути развития морского порта Ванино, но к нему до сих пор нет подъездной автомобильной дороги. Не обходится без проблем и сфера авиации. За последние годы количество авиаперевозок значительно сократились, потому что проживающие на отдаленных территориях граждане нашей страны не могут позволить себе приобретение билетов по причине их дороговизны.
И на форуме, и на пленарном заседании, и на транспортном круглом столе прозвучали действительно перспективные решения относительно развития Дальнего Востока как транспортного узла в целом. Планируется расширение возможностей железной дороги на Ванинско - Советско-Гаванском транспортном узле. Строительство тоннеля через Кузнецовский перевал позволит переваливать больше грузов через порты. Будут развиваться порты Восточный, Находка, Владивосток, что должно привести к такому же эффекту. На форуме обсуждались и вопросы развития авиации. Цифры по потерям аэропортов впечатляют, но предприятия укрупняются, что позволяет им решить такие проблемы, как покупка новых самолетов, развитие маршрутной сети. Перспективы есть и у железной дороги, и у автодорог – подходит к концу строительство дороги «Чита-Хабаровск». Соответственно, впереди подвижки по доставке грузов по автодорогам из Восточной Сибири. Не останется в стороне и морской транспорт, модернизируются порты. Резюмируя вышесказанное, замечу, что форум действительно позволил взглянуть по-новому на подходы к развитию Дальнего Востока.
При этом, один из подходов – реконструкция железнодорожной линии Комсомольск – Ванино, что приведет к увеличению грузопотока через Кузнецовский тоннель. В следующем году начнется эксплуатация угольного терминала в бухте Мучке (порт Ванино), что позволит первоначально переваливать до 12 тонн грузов, а позже – до 20-30 тонн. Реконструкция и строительство на территории Ванинского увеличат проходящий через него грузопоток.
Однако строительство портов – не самоцель. Улучшение инфраструктуры даст толчок развитию территории, население почувствует себя участником этого процесса, строители будут вносить в бюджет налоги – все это увеличит уровень жизни на Дальнем Востоке и позволит решить одну из самых главных проблем региона, широко рассматривавшуюся на форуме – убыль населения.
Как упоминалось на форуме, Дальний Восток не должен быть окраиной. Его жителям нужно общаться с населением Запада, для чего необходим бесплатный или льготный проезд. Чтобы люди стремились оставаться на Дальнем Востоке и рожать здесь как можно больше детей, для них следует создать подходящие условия – предоставлять жилье и рабочие места с достойной зарплатой. В этом вопросе есть чему поучиться у царских чиновников, которые осваивали наш регион. В результате привилегий, которые они предоставляли жителям, возникло множество поселков и городов, которые теперь исчезли с карты.
Улучшение экономической обстановки повышает роль транспортной отрасли и темпы роста перевозок, что позволяет смотреть в будущее с надеждой всем видам организаций, задействованных в данной сфере.
Но я, как президент хабаровской краевой ассоциации автотранспортников «Хабаровскавто», не могу не упомянуть о негативных моментах. Один из них – себестоимость перевозок грузов. В нашей стране она составляет 40%. Для сравнения: в Европе – 8-14%, в США – 8-12%. Но, не смотря на очень большую конкуренцию, стоимость перевозок растет и не сокращается. Однако эти вопросы, как и уровень цен на топливо, не решаются организованно с автотранспортными управлениями. Путь решения проблемы – укрупнение предприятий: не только разорение мелких компаний, что происходит естественно, но и создание организаций, которые бы работали с этими мелкими предприятиями. Это нонсенс: доля внутреннего валового продукта составляет по отрасли – 26,7%, но нет управлений, регламентирующих процесс. Нормы автомобильных и пассажирских перевозок остались неизменными еще с советских времен.
Форум, как и конгресс перед ним – действительно важные события в жизни Дальневосточного региона, но вся беда в том, что подобные мероприятия проводятся не редко и во всех городах. Роль правительства РФ – четко отслеживать прогрессивные мысли участников форумов, анализировать их и по ним строить политику развития всей страны в целом. |