«В настоящее время в Хабаровском крае большое внимание уделяется состоянию и развитию автомобильных дорог общего пользования. В лучшую сторону изменилось отношение к федеральным автодорогам федеральных властей. Это особенно заметно по увеличившимся объемам финансирования. В 2006 году на развитие краевых автомобильных дорог выделено – 100 млн. руб. субсидий, в 2007г. – 918млн. руб., а в следующем, 2008 году они составят 1, 426 млн. руб.»
Эти факты прозвучали в докладе «О ситуации в дорожно-строительном комплексе края и перспективах его развития по строительству дорог, мостов и других крупных инженерных сооружений до 2010 г.» начальника краевого государственного учреждения «Хабаровскуправтодор» Олега Федорова на заседании Совета директоров промышленных предприятий и организаций Хабаровского края, прошедшем в конце ноября в Хабаровске.
Выступая на заседании, Олег Петрович отметил, что в связи с подписанным Президентом Указом об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ повышаются и требования к работе дорожников. Они выражаются не только в увеличении объемов работ, а, в первую очередь, в улучшении состояния и качества дорог, их комфортности и безопасности для пользователей.
Время показало, что сегодня автомобильный транспорт занимает одно из важнейших мест в транспортной системе края. Его высокая маневренность, возможность доставки по принципу «от двери до двери» обеспечивает оперативность и высокую сохранность груза. Не секрет, что для некоторых населенных пунктов нашего региона автомобильный транспорт является единственным видом наземного сообщения. Строящаяся дорога дает импульс развитию промышленности, активизирует строительство и, что особенно важно, предоставляет дополнительные рабочие места. Перед дорожниками стоят серьезные задачи по обеспечению проезда к важнейшим транспортным узлам, морским портам, районным центрам, создание единой краевой дорожной сети.
Координирующую роль в структуре дорожного хозяйства края играет Хабаровское управление автомобильных дорог, которое является единым заказчиком по всем дорожным работам. Генеральным подрядчиком по ремонту и содержанию дорог является ХКГУП «Крайдорпредприятие», которым выполняется более 30% всего объема дорожных работ в крае. Сегодня процесс разделения автомобильных дорог на краевые и муниципальные находится в стадии завершения. В собственность районов будет передано 875 км автомобильных дорог с финансовым обеспечением их ремонта и содержания, учтенного в бюджете Хабаровского края. В связи с этим Олег Петрович рекомендовал присутствующим на заседании главам районов края заключить договоры на содержание и ремонт дорог с ведущей дорожно-строительной организацией края КГУ «Крайдорпредприятие».
СПРАВКА
Сеть краевых автодорог составляет 4. 766 километров. В том числе с цементобетонным покрытием - 21 км, с черным покрытием - 1. 534 км, с гравийно-щебеночным и грунтовым покрытием - 2 827, автозимников - 364 км. В состав автодорог входят 1 194 моста общей длиной 33 км, 2851 водопропускная труба общей длинной 50 км, 260 км барьерного ограждения, почти 11 тысяч дорожных знаков.
На заседании было отмечено, что сформировавшаяся на сегодня краевая автодорожная сеть является слаборазвитой, имеет незавершенный характер и не обеспечивает круглогодичного автомобильного сообщения со всеми районами края. Если в целом по стране плотность автодорожной сети составляет 44 км на одну тысячу квадратных километров территории, то по краю - только 6,3 км. При этом диагностика показывает, что 52% из них продолжают находиться в аварийном, неудовлетворительном и плохом состоянии. Если в период с 1995 по 2000 годы среднегодовой объем ремонтных работ составлял 340-380 км, то за последние 5 лет лишь 240-250 км в год. В текущем году на этот вид работ выделены денежные средства из расчета 54 тысячи рублей на 1 км в год.
СПРАВКА
На финансирование содержания федеральных дорог Хабаровского края средства выделяются из расчета 216 тысяч рублей на 1 км в год. При этом постановлением Правительства Российской Федерации определено, что норматив на содержание федеральных автомобильных дорог пятой (низшей) технической категории к 2011 году должен составлять 695 тысяч рублей на 1 км.
Несмотря на сложности, дорожники делают всё возможное, чтобы обеспечить нормальный безаварийный проезд. Вопросы развития краевой автодорожной сети находятся под пристальным вниманием Губернатора и Правительства Хабаровского края. Совместно с Министерством промышленности транспорта и связи ведется работа над концепцией развития автодорожной сети общего пользования Хабаровского края на 2009-2013 годы с учетом федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Основные объемы работ по строительству и реконструкции автодорог будут сосредоточены на нескольких стратегически важных для развития экономики края объектах. В первую очередь, это автомобильная дорога Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к городу Комсомольск–на–Амуре, строительство которой ведется с 1999 года. Сегодня определены основные направления её строительства, на которых работы будут вестись параллельно. Это устройство капитального слойного асфальтобетонного покрытия вдоль прижимов реки Анюй, понижение перевального участка через Сихотэ-алинский хребет и проведение работ на более благополучных равнинных участках дороги. Одеть всю дорогу в асфальт планируется к 2012 году.
Другое ведущее направление – автодорога Селихино - Николаевск-на-Амуре, которая на многих участках чуть лучше автозимников. Дорога эта даст возможность интегрировать Николаевско-Ульчский район в единую транспортную систему Хабаровского края, отвечающую требованиям технических параметров и безопасности для автобусных пассажирских перевозок. Сквозной проезд на участке Решающий – Де-Кастри в обход перевала уже открыт, и это сократило протяженность перегона на 36 километров. До 2013 года планируется закончить реконструкцию участка Де-Кастри – Богородское с устройством асфальтобетонного покрытия, для чего принято решение построить в районе названных поселков асфальтобетонные заводы, что создаст новые рабочие места, а значит в целом, улучшит качество жизни.
Еще одна задача, стоящая перед дорожными строителями – ликвидация разрыва между автодорогами, проходящими по территории Солнечного и Верхне-Буреинского районов и открытие сквозного круглогодичного, в том числе и пассажирского движения. Это даст хороший импульс развитию промышленности районов, снизит себестоимость их продукции, благоприятным образом отразится на социально-экономических условиях жизни.
Начало работ по строительству дороги, которая свяжет Хабаровский край с Якутией намечено на 2011 год. Дорога даст выход Республике Саха к Охотскому морю и, в перспективе, должна будет стать федеральной и войти в Северный транспортный коридор как дорога «Вилюй» Якутск – Колыма.
Олег Федоров обратил особое внимание присутствующих на заседании руководителей, что для качественного и своевременного решения этих задач необходимо заблаговременное обеспечение всех объектов проектно-сметной документацией. Факт слабой конкуренции, а порой ее полного отсутствия между разработчиками проектов значительно снижает качество выдаваемой проектировщиками документации, увеличивает сроки её разработки и прохождения экспертиз.
Необходимость использования новых прогрессивных дорожных материалов и технологий для рационального расходования бюджетных средств сегодня не вызывает сомнений. Пример такого рачительного подхода дают Комсомольский и Солнечный районы, используя шлаковый щебень для устройства основания дорожной одежды. Это позволяет иметь прямую и косвенную экономическую выгоду, связанную с уменьшением площадей отвалов и снижением налога на загрязнение окружающей среды. С целью восприятия растущих нагрузок от современных тяжелых транспортных средств начато применение геосинтетических материалов. Опыт применения инъекционного метода ямочного ремонта и заделки трещин асфальтобетонного покрытия освоило КГУ «Крайдорпредприятие». Несомненно, перспективным направлением является использование металлических гофрированных труб. По экономике и эксплуатации они значительно опережают железобетонные. Арочные мосты из гофрированных металлов позволяют уменьшить строительную длину сооружений, исключить сопряжение мостового полотна с земляным, а значит повысить комфортность проезда. Олег Федоров заверил, что Хабаровское управление автомобильных дорог готово оказать любую помощь предприятию, которое возьмется за их производство в крае, тем более что гофрированные трубы востребованы и за его пределами.
Уже сегодня очевидно, что процесс реализации планов дорожного строительства даст толчок к созданию более 600 дополнительных рабочих мест, увеличит ежегодную потребность в механизаторах и специалистах с высшим и средним образованием. Это, несомненно, отрадные для жителей края перспективы, так как по статистике одно рабочее место в строительстве автодорог дает девять рабочих мест в смежных отраслях и ещё тридцать - в социальной сфере.
В ходе обсуждения доклада генеральный директор ОАО «Дальмостострой» Сергей Дубовик заверил, что производственный потенциал компании способен многократно увеличить свое присутствие в реализации проектов, которые планируются правительством Хабаровского края. ООО «Ддальмостострой» сегодня - это подрядчик, способный решать любые производственные задачи на высоком уровне.
Директор Дальневосточного автомобильного дорожного института ТОГУ А.И.Ярмолинский рассказал о разработанной программе научного сопровождения развития дорожного комплекса на предстоящий период. Среди основных разделов программы совершенствование и планирование системы управления дорожным хозяйством края, повышение надежности конструкций дорожных одежд и земляного полотна, расширение ресурсов дорожного строительства, повышение безопасности дорожного движения, разработка и внедрение новых материалов и технологий. Сотрудничество науки и производства, несомненно, позволит повысить эффективность решения задач, которые сегодня стоят перед нашим краем.
О некоторых важных моментах организации работы дорожных строителей говорил на заседании генеральный директор ОАО «Дальстроймеханизация» Федор Глушков. Для того, чтобы подрядчик мог оптимизировать свои затраты, связанные с мобилизацией техники, людей и вахтовых поселков необходимо заблаговременно знать участки, где предстоит работать через год и через два-три года. Поэтому важно, чтобы заказчик расторговывал лоты сериями. Это снизит затраты, выявит дополнительные ресурсы, которые подрядчик сможет использовать для своего развития. Требуется более ответственное отношение проектных институтов к проектированию. Только это поможет избавиться от неучтенных работ, связанных, например, с выходом грунтовых вод или обнаружением пород и грунтов, не заложенных в проекте. Это не есть научный прогноз, - высказал свою точку зрения Федор Яковлевич. Так же, он обратил внимание присутствующих на необходимость изучения зарубежного опыта работы саморегулирующихся организаций. В таких организациях создается резервный фонд, страхующий риски субподрядчиков и строителей. В России такие организации нужно создавать и развивать.
Генеральный директор ХКГУП «Крайдорпредприятие», генеральной подрядной организации по ремонту, содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования Хабаровского края Игорь Архипов особо отметил, что в реализации лизинговой программы дорожникам нужна помощь со стороны Министерства промышленности, транспорта и связи не смотря на то, что вопрос обновления парка дорожно-строительной техники на предприятии решается и приближается к стадии завершения.
Заслушав и обсудив доклад, Совет директоров промышленных предприятий и организаций Хабаровского края принял ряд решений, определяющих конкретные меры для улучшения ситуации в дорожно-строительном комплексе края и для создания необходимых условий его дальнейшего развития. Определило будущие перспективы отрасли решение рекомендовать министерству промышленности, транспорта и связи Хабаровского края совместно с КГУ «Хабаровскуправтодор», разработать программу строительства и реконструкции, ремонта и содержания автодорог на период 2009-2013 годы во втором квартале 2008 года.
На этом же заседании состоялось награждение победителей конкурса «На лучший годовой отчет среди акционерных обществ Хабаровского края за 2006 год». Итоги конкурса подвел заместитель Председателя Правительства края – министр экономического развития и внешних связей Александр Левинталь. Он отметил, что проводимая правительством Хабаровского края инвестиционная политика способствовала развитию инвестиционной деятельности во всех сферах экономики Хабаровского края.
Важным элементом уровня инвестиционной привлекательности акционерного общества является раскрытие информации о его деятельности и стратегии дальнейшего развития. Одной из главных форм доведения информации о деятельности предприятий до всех заинтересованных лиц является годовой отчет. По сути, этот документ представляет собой слепок основной информации для инвестора, поданный в удобной для восприятия форме и необходимый для составления мнения о перспективах развития компании и принятия взвешенного инвестиционного решения. Результаты конкурса показали, что региональные акционерные общества представляющие свои годовые отчеты, стремятся к информационной открытости, прозрачности ведения бизнеса и тем самым минимизации рисков для акционеров и потенциальных инвесторов. Дипломантами конкурса стали:
Диплом 1 степени: ОАО «Хабаровская ремонтно-монтажная компания», генеральный директор – Б.М. Кунтулов
Диплом 2 степени: ОАО «Дальсвязьстрой», генеральный директор Квон Де Хан
Диплом 3 степени: ОАО «Хабаровский речной торговый порт», генеральный директор Н.Ф.Матвиенко
Лауреатами конкурса стали ОАО «Амурское пароходство», генеральный директор А.Б. Галузинский; ОАО «Дальмостострой», генеральный директор С.В.Дубовик; ОАО «Комсомольская на Амуре авиационно-производственное объединение им. Гагарина», генеральный директор А.И.Пекарш.
Благодарственные письма вручены ОАО Фирма «Хабаровскглавснаб», генеральный директор А.Г.Скобенко; ОАО «Дальневосточный завод энергетического машиностроения», Генеральный директор П.Г.Бойчук.
Мы надеемся, - сказал в заключение Александр Левинталь, что конкурс годовых отчетов станет одним из шагов повышения корпоративной культуры и инвестиционной привлекательности акционерных обществ нашего края. |