СТРАТЕГИИ ИНТЕГРАЦИИ
Варвара Матвеева
- Виктор Иванович, каковы сегодня потребности клиентов в управление цепочками поставок?
Вопросы потребностей клиентов в управлении цепочками поставок сегодня как никогда актуальны и наряду с другими, очень важными вопросами, они прозвучали на Дальневосточном транспортно-логистическом форуме во Владивостоке. В работе форума принимал участие и директор офиса «STS Logistics» в г. Находка Руслан Одушкин, с которым в ряду других вопросов мы обсуждали и эти проблемы. Действительно, потребность эта неуклонно возрастает по мере роста экономики страны, а растет она, как мы видим, анализируя все происходящее на рынке транспортных услуг, очень высокими темпами. Причем нужно отметить, что предприятия все чаще предпочитают отдавать эту сферу деятельности на аутсорсинг профессиональным экспедиторским компаниям. Это естественно и, более того, закономерно, так как связанно со спецификой рынка. А она достаточно разнообразна, начиная от строительной техники и заканчивая продуктами питания. Не секрет, что грузовые перевозки, осуществляемые исключительно собственными силами отправителя, требуют больших затрат энергии, сил, времени и чаще всего финансово невыгодны. Груз должен быть правильно упакован, соответствующим образом транспортирован и аккуратно погружен. В большинстве случаев используется спецтехника, оформляются дополнительные документы и пропуски. Содержать для этих целей собственный транспорт и склад весьма не рационально и, к тому же, достаточно сложно соответствовать требованиям международного стандарта грузоперевозок. А соответствовать приходится, потому, как перспективы развития просматриваются очень серьезные, особенно когда речь идет о развитии внешнеэкономических отношений в сфере импорта. Особую роль для нашего региона имеет развитие отношений России с Юго-Восточной Азией и в частности с Китаем, где стремительным темпом развиваются все отрасли и чья продукция закупается всем миром и в частности Российскими компаниями.
- Так что же определяет рынок грузоперевозок сегодня: спрос или предложение?
Если говорить о рынке логистики, то можно смело ответить, что на сегодняшний день спрос опережает предложение. Об этом можно судить и по уровню загруженности крупных аэропортов, сухопутных переходов и морских портов, не только Дальнего Востока, а также по собственному опыту нашей компании, офисы которой расположены по всей России, в странах СНГ и Дальнего Зарубежья. Рынок логистических услуг на сегодняшний день развивается настолько быстро, что данная сфера деятельности в ближайшие годы будет полностью загружена, с какой бы динамикой она не развивалась.
- Как Вы считаете, почему поставщикам и торговым сетям выгодно работать в синергии?
Что такое поставщик и торговые сети с точки зрения своих отношений? Это звенья одной цепи, поэтому их можно назвать "единым организмом", который в случае присутствия эффекта синергии, будет только выигрывать и выстраивать гармоничные связи, которые положительно скажутся на обоих участниках, а также на тех, кто является конечным потребителем плодов этого союза. Именно на этом акцентировал внимание участников недавнего совещания директоров в Москве Президент холдинга «STS Logistics» Рустам Юлдашев. Более того, по отношению к логистическим цепочкам, принцип синергизма непременно приведет к необходимости управления процессом достижения стратегического единства всех его участников и к необходимости анализа результатов деятельности большой группы предприятий и организаций. Двигаясь в этом направлении, мы непременно придем к новым системам стратегического менеджмента и именно здесь, во внедрении таких систем я вижу реальные практические предпосылки оптимизации цепочек поставок. Речь идет и об увеличении мощностей портовых инфраструктур и об улучшении возможностей структур железной дороги, о развитии складской логистики, в частности, о строительстве складов класса А и В в крупных логистических зонах и, конечно же, о развитии IT-технологий и переходе логистических компаний-операторов в статус 5PL-провайдеров. Это реалии если не сегодняшнего дня, то самого близкого будущего.
- Виктор Иванович, в этой связи прокомментируйте, пожалуйста, возможности адаптации западного опыта на российском рынке логистических услуг.
Западный опыт логистических услуг приемлем для Российской Федерации, но, по моему глубокому убеждению, качественно и полно его использовать мы сможем лишь после окончательного вступления России во Всемирную торговую организацию. На сегодняшний день, территория нашего государства для иностранных компаний, а также для компаний, пытающихся работать по западному образцу, является зоной повышенного риска, так как до сих пор деятельность многих структур, в том числе и государственных, остается не прозрачной.
- Да, к сожалению, реалии таковы. Но, вернемся к более прозаическим, но не менее насущным вопросам. Поддерживаете ли Вы идею создания единой экспедиторской компании, которая будет заниматься всеми вопросами оформления документации на
контейнеры?
Однозначно можно сказать, что идея единой экспедиторской компании, которая могла бы закрыть все вопросы по оформлению грузов, в том числе и прибывающих в контейнерах - это нонсенс, так как большинство клиентов, которые пользуются услугами экспедиторских компаний, хотят видеть качественный сервис, с точки зрения таких параметров, как цена и качество. Единая компания, владеющая всеми перевозками, не сможет удовлетворить высокие требования клиентов, и причины этому лежат на поверхности. Монополизм еще никогда в истории не помогал развитию цивилизации, более того превращал его в процесс стагнации. Только в условиях рынка можно говорить о прогрессе всех сфер деятельности человечества, в том числе это относиться и к логистике. И только в жесткой конкурентной борьбе компании становятся все более клиентоориентированными, что положительно влияет на развитие любого рынка, и тем более, на развитие такой многофункциональной, интеграционной и мультимодальной сферы деятельности как логистика. Это не только мое мнение. Это мнение большинства компаний-операторов, присутствующих на рынке логистических услуг. К сожалению те, кто поддерживает идею создания единой экспедиторской компании, не задумываются о том, чего же хочет конечный потребитель.
- И, наконец, существуют ли проблемы взаимодействия экспедиторных и таможенных
служб, пограничников, морских и железнодорожных перевозчиков? В чем их причина и каковы возможные пути их решения?
Проблем взаимодействия между государственными таможенными, железнодорожными органами и экспедиторами масса и об этом уже не раз писалось в самых разнообразных СМИ. Более того, проблему таможенных служб, так или иначе, затронули в своих выступлениях многие участники Дальневосточного транспортно-логистического форума. Тема настолько обширна и далека от позитивных решений, что если говорить об этом в рамках нашей беседы, думаю получиться еще одна отдельная огромная статья. Какие пути решения? Считаю, что в этом вопросе как раз уместно использовать опыт цивилизованных иностранных государств, где вышеуказанные структуры гармонично работают с логистическими компаниями, создавая парниковые условия для развития рынка перевозок, а, следовательно, и для всех участников, начиная от поставщиков и заканчивая конечными потребителями. Как видите, я опять возвращаюсь к клиентам. К сожалению, складывается впечатление, что многие участники процесса даже не подозревают об их существовании.
В заключение беседы Виктор Иванович поздравил читателей и редакцию журнала с наступающим Новым годом, пожелав всем здоровья, счастья и процветания!
STS LOGISTICS, KHABAROVSK, RUSSIA
TEL. +7(4212)219733, +7(4212)219876
FAX: +7(4212)219508
MAILTO: stskhv@stslogistics.net
www.stslogistics.net
ДОСЬЕ «ДДиТК»:
Холдинг «STS Logistics» был образован в 1999 году как транспортно-логистическая компания. Сегодня в состав холдинга в России, странах СНГ и странах Дальнего Зарубежья входят более тридцати региональных офисов. В штате московского офиса работают более двухсот человек, в региональных офисах компании задействовано более четырехсот сотрудников.
По данным компании «РосБизнесКонсалтинг» в 2004 году «STS Logistics» стала "компанией года", по данным КИА-Центра - "лучшей транспортно-экспедиторской компанией" 2005 года.
Холдинг «STS Logistics» является членом многих международных профессиональных и не коммерческих ассоциаций и организаций. Среди них FIATA, Ассоциация Российских Экспедиторов (АРЭ), Союз Ветеранов Таможенной Службы(СВТС), Американская Торговая Палата(AmCham), Европейский Бизнес Клуб(AEB), Российско-Британская Торговая Палата(RBCC), Российский Союз Нефтегазостроителей, IATA.
Качество предоставляемых услуг и индивидуальный подход к каждому клиенту
являются приоритетами компании. Выделенный Персональный менеджер обеспечивает контроль соблюдения сроков перевозки, сохранности груза и своевременного
информирования.
УСЛУГИ «STS LOGISTICS»
Авиаперевозки, Автомобильные перевозки,
Мультимодальные перевозки, Морские/речные перевозки,
Таможенное оформление, Поддержка ВЭД, Таможенное консультирование,
Складские услуги Негабаритные перевозки, Сборные грузы
СИСТЕМА КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА
В начале 2004 года Холдинг «STS Logistics» начал внедрение международных стандартов качества управления ISO. В конце 2004 года компания BUREAU VERITAS провела завершающий аудит QMS документации Московского офиса STS Logistics и выдала международный Сертификат ISO 9001:2000.
ИНТНРНЕТ_ТЕХНОЛОГИИ
Важной составляющей сервиса компании является система E-service. Используя эту систему, клиент компании имеет возможность получать через Интернет требующуюся информацию 24 часа в сутки.
E-Service дает возможность подстраивать систему "под себя" и оперативно получать сведения о нахождении груза, заявках, запросах, платежах и другую необходимую бизнес-информацию.
России нужны такие компании
Комментарий к интервью
Александр Балалаев,
кандидат технических наук,
доцент, ДВГУПС
В настоящее время рынок транспортно-экспедиторских услуг имеет тенденцию, как к увеличению количества услуг, так и к появлению качественно новых, связанных с организацией мультимодальных перевозок. Это приводит к появлению компаний, работающих на уровне логистических и позиционирующих себя как 4PL-провайдеров. В России нужны такие компании. При их отсутствии дальнейшая либерализация экономической политики в связи с предстоящим вступлением России в ВТО может привести к экспансии иностранных логистических организаций в систему перевозок и утрате управляющих воздействий на процесс товародвижения в самой России. Это в свою очередь повлечет потерю доли прибыли, получаемой от транспортно-логистической деятельности, а также будет способствовать дальнейшему переключению потенциального грузопотока, и в первую очередь контейнеров, на альтернативные маршруты, проходящие вне территории России.
Абсолютно справедливым можно считать, что практические аспекты оптимизации цепочек поставок лежат как в области развития инфраструктуры, так и в сфере совершенствования технологий. Вместе с тем несовершенство технической базы в России, заключающееся в недостаточном количестве распределительных (дистрибъютерных) центров, в значительной степени влияет на степень удовлетворенности клиентов деятельностью логистических компаний, и, в первую очередь, с точки зрения реализации одного из основных принципов логистики – доставка «точно в срок». Компании, относящиеся к 4-PL-провайдерам, чувствуют на себе это очень отчетливо, так как основная сфера их деятельности находится в области мультимодальных перевозок.
Убежден, что компании такого уровня в стратегическом плане не должны идти по пути приспосабливания к реалиям российской действительности, но активно влиять на нее, в том числе за счет инвестиций в создание распределительных центров, контейнерных терминалов и других объектов инфраструктуры. В конечном итоге это будет способствовать переходу на мировые технологии и стандарты в области транспортно-логистической деятельности.
Повышенное внимание со стороны государства к проблемам увеличения транзитных контейнерных перевозок через территорию России, к сожалению, отодвигает на второй план интересы и проблемы российских товаропроизводителей. В этих условиях деятельность транспортно-экспедиторских и логистических компаний, работающих в основном с российскими грузовладельцами, является крайне важной как для отдельных клиентов, так и для экономики страны в целом.
|